Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

Аннотация: Работа посвящена исследованию методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. В статье описываются различные подходы к оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации. Рассмотрены меры по улучшению и совершенствованию механизма определения налогового потенциала региона на примере Приморского края.

Ключевые слова: Налоговой потенциал региона, налог, налоговые поступления, налоговый паспорт, налоговая база, бюджет, оценка налоговой базы.

В целях стабильного развития государства требуется постоянство государственных и муниципальных финансов, которое подразумевает сбалансированность и увеличение поступлений в бюджет на текущий момент и в долгосрочной перспективе. В процессе решения задачи пополнения бюджетов всех уровней и повышения экономического роста федеральным, региональным и местным финансовым службам необходимо располагать объективной информацией, основанной на актуальной оценке налогового потенциала.

Налоговый потенциал  региона характеризуется его экономической  структурой  и обеспеченностью налоговой базы, выражаемой налогооблагаемыми ресурсами. В формировании налоговой базы значительную роль играет региональный аспект, который в практических расчетах определяется через оценку налогового потенциала региона. Налоговые поступления при этом рассматриваются в качестве реализованной части налогового потенциала.

Налоговый потенциал региона – важнейшее ключевое звено в межбюджетных отношениях, поскольку определяет уровень финансирования из центрального аппарата, является неотъемлемой частью налогового потенциала государства и состоит из налоговых потенциалов муниципальных образований, находящихся на территории данного региона [7].

В целях изучения методических основ расчета налогового потенциала на уровне субъекта Федерации в настоящей статье использованы данные о бюджетно-налоговых показателях Приморского края за ряд лет, на основе которых произведен расчет налогового потенциала с использованием различных методов с целью определения их различий, выявления положительных и отрицательных сторон.

Так, бюджетная система Приморского края является частью консолидированного бюджета РФ и включает в себя бюджеты двух уровней [1]:

1)    региональный бюджет Приморского края и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

2)   бюджеты муниципалитетов, расположенных в границах региона.

Налоговыми доходами регионального бюджета Приморского края признаются собственные налоговые доходы краевого бюджета, получаемые от региональных налогов и сборов, а также отчисления от федеральных налогов и сборов по нормативам, предусмотренным бюджетно-налоговым законодательством РФ.

На данный момент единой методики по оценке налогового потенциала не сформировано, поэтому в статье был произведен расчет налогового потенциала Приморского края с использованием трех различных методов с целью определения наиболее оптимального.

1.   Расчёт налогового потенциала с использованием репрезентативной налоговой системы (далее - РНС). Осуществляется на основе показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) субъектов

Российской Федерации и планируемых поступлений по каждому виду налогов, учитываемых в репрезентативной системе, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации [4].

В репрезентативную систему налогов входят основные налоговые источники субъектов Российской Федерации, отражая доходные возможности, учитываемые при распределении финансирования в процессе межбюджетного регулирования. Прочие виды доходов, не учитываемые в репрезентативной системе, не используются в целях определения размера финансирования при межбюджетном регулировании [4].

Во избежание резких колебаний денежных поступлений, передаваемых регионам, показатели налоговых баз регионов, участвующие в расчете, берутся в среднем за 3 последних отчетных периода. Перечень показателей, участвующих в оценке налогового потенциала региона по методу РНС приведен в Табл.1.


Анализируя данные Табл.1, можно сделать вывод об увеличении поступлений практически по всем видам налоговых доходов за три последних отчетных периода. Доходообразующими налогами можно считать налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.

Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов [6]:



где n – число налогов;       НБ – налоговая база налога, руб.;      t– ставка (предельная) налога i-го налога, %.

Для расчёта налогового потенциала Приморского края по отдельным налогам применим формулу 2[5]:

НП = ПДi /НСi,                                                                                 (2)

где      НП – налоговый потенциал по i-му налогу;

ПДi – прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет в периоде, следующем за отчетным;

НСi – суммарные начисления i-го налога в консолидированный бюджет  региона в последнем отчетном периоде, скорректированные на единовременные поступления.

В Табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле 2:



Таблица 2

 Коэффициент собираемости налогов за 2012–2014 гг.


Коэффициент собираемости, %

2012г.

2013г.

2014г.

Налоговые доходы

104,22

4,22

99,77

-0,23

101,82

1,82

Налог на прибыль организаций

103,66

3,66

99,98

-0,02

102,40

2,40

Налог на доходы физических лиц

106,85

6,85

100,90

0,9

100,78

0,78

Акцизы

99,51

-0,49

93,37

-6,63

102,22

2,22

Налог, взимаемый в связи с

применением упрощенной системы налогообложения

102,71

2,71

99,66

-0,34

102,04

2,04

Единый сельскохозяйственный

налог

 

104,00

 

4,00

 

100,00

 

0,00

 

100,00

 

0,00

Налоги на имущество

организаций

 

101,99

 

1,99

 

105,95

 

5,95

 

101,63

 

1,63

Транспортный налог

101,53

1,53

105,45

5,45

111,56

11,56

Налог на игорный бизнес

109,09

9,09

105,26

5,26

125,00

25,00

Налоги, сборы и регулярные

платежи за пользование природными ресурсами

 

106,14

 

6,14

 

106,18

 

6,18

 

110,19

 

10,19

Источник: [3]

 

Далее в Табл.3 рассчитан налоговый потенциал для каждого налога и проведен его сравнительный анализ с фактическим поступлением.



 Таблица 3

Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением


 

Наименование доходов

2012 год

2013 год

2014 год

НП

Факт.

Откло

нение,

%

 

НП

Факт.

Откло

нение,

%

НП

Факт.

 

Отклон ение, %

НП орг.

14 147,2

14 037,0

-0,79

14 037,0

12 265,3

-14,44

12 265,3

13 379,7

8,3

НДФЛ

18 369,5

19 091,1

3,78

19 091,1

21 199,4

9,95

21 199,4

24 585,0

13,7

Акцизы

5 127,8

5 629,1

8,91

5 629,1

6 366,5

11,58

6 366,5

5 784,4

-10,1

Налог по УСН

3 129,4

3 261,0

4,04

3 261,0

3 498,5

6,79

3 498,5

3 751,6

6,7

ЕСХН

14,0

15,0

6,67

15,0

14

-7,14

14

12

-16,7

Налоги на им-

во орг.

 

3 985,4

 

4 257,3

 

6,39

 

4 257,3

 

6 607,9

 

35,57

 

6 607,9

 

7 926,9

 

16,6

Трансп. налог

863,4

918,8

6,03

918,8

1 040,6

11,7

1 040,6

1 182,7

12,0

Налог на

игорный бизнес

 

1,0

 

1,1

 

9,09

 

1,1

 

2,0

 

45,0

 

2,0

 

3,0

 

33,3

Сборы за

польз-е прир. ресур.

512,1

546,8

6,35

546,8

579,4

5,63

579,4

622,6

6,9

Итого

46 149,8

47 757,2

96,6

47 757,2

51 573,6

92,6

51 753,6

57 247,9

90,1

Источник: [3]

Проведенный анализ показал, что отклонение фактических налоговых поступлений от прогнозных за 2012 г. составило от 3,4 до 9,9% в 2013 – 2014 гг.

Далее просуммируем все налоги, входящие в репрезентативную систему, и определим коэффициент налоговой активности Кна по формуле 3.



Результаты расчета налогового потенциала методом репрезентативной налоговой системы показали, что в

Приморском крае практически по всем видам налогов коэффициент налоговой активности выше 1. Причем по большинству налогов он превышает 60% нормативной величины. Данный факт свидетельствует о достаточной собираемости налогов по региону.

1. Расчет налогового потенциала фактическим (упрощенным) методом.

Данная методика предложена И.В. Горским и предполагает расчет налогового потенциала, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом льгот и недоимок. Расчет выполняется по формуле 4[2]:

НП = Нф + З + Л,                                                          (4)

где Нф – фактические поступления налогов, тыс. руб.

З – прирост задолженности за отчетный период, руб.; Л – сумма налога, приходящаяся на региональные и (или) местные льготы, руб.

Расчет налогового потенциала Приморского края по упрощенной методике представлен в Табл.4.

 




 

 

Оценка налогового потенциала Приморского края фактическим методом млн.руб.


Таблица 4




 

 

Наименов ание доходов

2012 год

2013 год

2014 год

нал.

поступле ния

задолж

енност ь

 

льгот ы

 

НП

нал.

поступ ления

задолж

енност ь

 

льготы

 

НП

нал.

поступ ления

задолж

енност ь

 

льготы

 

НП

НП орг.

14037,0

300,1

15,2

14352,3

12265,3

250,6

10,4

12536,3

13066,5

240,7

60,9

13368,4

 

НДФЛ

 

19091,1

 

449,7

364,4

8

 

19905,28

 

21199,4

 

498,6

 

368,3

 

22066,3

 

24394,9

 

496,7

 

357,2

 

25248,8

Акцизы

5629,1

8,92

Х

5638,02

6366,5

7,3

Х

6373,86

5658,5

6,4

Х

5664,9

Налог по

УСН

 

3261,0

 

Х

 

Х

 

3261,0

 

3498,5

 

Х

 

Х

 

3498,5

 

3676,7

 

3676,5

 

Х

 

3676,7

ЕСХН

15,0

Х

Х

15,0

-1,5

Х

Х

-1,5

0,0

Х

Х

0,0

Налоги на

им-во орг.

 

4257,3

 

152,8

 

5,2

 

4415,3

 

6607,9

 

150,7

 

8,1

 

6766,7

 

7800,0

 

168,7

 

9,6

 

7978,3

Трансп.

налог

 

918,8

 

660,8

 

6,3

 

1885,9

 

1040,6

 

473,6

 

5,2

 

1093,4

 

1060,1

 

580,3

 

4,6

 

1645

Налог на

игорный бизнес

1,1

Х

Х

1,1

2,0

Х

Х

2,0

2,0

Х

Х

2,0

Сборы за

польз-е прир. ресурс.

 

 

546,8

 

 

12,2

 

 

Х

 

 

559

 

 

579,4

 

 

11,6

 

 

17

 

 

Х

 

 

565,0

 

 

10,9

 

 

Х

 

 

575,9.

 

Итого

 

47757,2

 

1584,52

391,1

8

 

50032,9

 

51558,1

 

1392,4

 

409

52335,5

6

 

56223,7

 

5180,2

 

432,3

 

57584,1

Источник: [3]

 

 

Анализ произведенных расчетов на основе фактического метода позволяет сделать вывод о росте налогового потенциала Приморского края в течение рассматриваемого периода. Это обусловлено ростом фактических налоговых поступлений, а также снижением суммы предоставляемых в регионе налоговых льгот.

2. Расчет налогового потенциала на основе макроэкономических показателей.

Данный метод основывается на макроэкономических показателях, в частности на ВРП, и базируется на допущении о том, что, не смотря на используемую базу налогообложения, налоговые платежи в конечном счёте выплачиваются из доходов налогоплательщиков, поэтому налоговой базой в регионе в широком смысле может являться валовый региональный доход [4].

Допускается множество вариантов оценки налогового потенциала на основе ВРП, однако в нашем расчёте за основу возьмём налоговую нагрузку на продукт. Для расчёта налогового потенциала по методу ВРП используется формула 5 [6]:


Налоговый потенциал Приморского края по указанной методике представлен в Табл.5.


Таблица 5

Расчет налогового потенциала Приморского края за 2012–2014 гг. на основе ВРП и средней налоговой нагрузки млн. руб.

 

 

Показатели

 

2012

 

2013

 

2014

Темп изм., %

2013/2012

2014/2013

ВРП ПК

555 018

575 615

620 500

103,7

107,8

Фактические налоговые

поступления в консолидированный бюджет РФ

8125968

9 954 819

8554338

122,5

85,9

Задолженность по РФ

856 947

716 453

536136

83,6

74,8

Прирост задолженности

-9101200

-140 494

-180 317

1,5

128,3

ВВП

62 218 400

66755300

71406400

107,3

107,0

Налоговые платежи, в % к ВВП

-14,63

14,91

11,98

-

-

Прирост задолженности, в % к

ВВП

 

1,38

 

1,07

 

0,75

 

-

 

-

Средняя ставка налоговой

нагрузки, %

 

0,13

 

0,15

 

0,12

 

-

 

-

Налоговый потенциал.

72 152

86 342

74 460

83,6

115,9

 

Расчеты показывают, что налоговый потенциал региона в 2012 г. составил 72 152 млн руб., в 2013 г. – 86 342 млн руб., в 2014 г. – 74 460 млн руб., т.е. наблюдается незначительное колебание. Изменение налогового потенциала связано с увеличением(снижением) базовых показателей, а именно, средней ставки налоговой нагрузки. Наибольший рост налогового потенциала наблюдается в 2014 г. – 115,9% к уровню 2013 г.

Тем не менее, необходимо обратить внимание, что использование данной методики основывается на ряде допущений. Во-первых, допускается стабильность налогового бремени на единицу добавленной стоимости во всех отраслях. Во-вторых, такая оценка предполагает неравные условия для различных регионов, так как тесно связана с масштабом, т.е. наблюдается прямая зависимость между крупным (в экономическом смысле) регионом и его долей в данной оценке. Качество оценки налогового потенциала регионов различно: здесь также наблюдается прямая зависимость между экономическим масштабом региона и точностью оценки [6].

Таким образом, показатели налогового потенциала Приморского края, рассчитанные различными методами, различаются, поскольку каждый метод включает разные составляющие. Значение налогового потенциала исследуемого субъекта в 2014 г., рассчитанного разными методами, колеблется в пределах от 51 753,6 млн. руб. по методу репрезентативной средней до 85 543 млн. руб. на основе макроэкономических показателей. В Табл.6 представлена сравнительная характеристика реальных поступлений в бюджет и величин рассчитанного налогового потенциала.

Таблица 6 Сравнительный анализ фактических налоговых поступлений и расчетной величины налогового потенциала Приморского края в 2012-2014 гг. млн. руб.

Показатели

2012

2013

2014

Фактически поступление налогов в бюджетную ПК,

млн. руб.

 

45 699

 

47 951

 

57 357

 

НП, млн.руб.

Расчёт по репрезентативной системе

налогов

46 150

47 757

 

51 754

Расчет фактическим (упрощенным)

50 033

52 336

57 584 

методом

Расчет на основе

макроэкономических показателей

 

72 152

 

86 342

 

74 460

Процент

отклонения налогового потенциала от фактических налоговых поступлений,

%

Расчёт по репрезентативной системе

налогов

 

0,99

 

-0,40

 

-9,77

Расчет фактическим (упрощенным)

методом

 

9,48

 

9,14

 

0,40

 

 

Расчет на основе макроэкономических показателей

 

 

 

57,89

 

 

 

80,06

 

 

 

29,82

 

В связи с наличием как положительных, так и отрицательных аспектов использования каждого из методов, необходимо применять индивидуальный подход при применении той или иной методики расчета. Так, по результатам исследования, наиболее точным оказался расчет с использованием репрезентативной системы налогов. Процент отклонения величины налогового потенциала Приморского края, рассчитанной по данному методу, от величины фактических  налоговых поступлений в течение 2012–2014 гг. оказался наименьшим (в среднем около 3%). При использовании расчета на основе макроэкономических показателей, отклонение от фактических налоговых поступлений в среднем составляет 84%.

Для решения фундаментальной государственной задачи по увеличению доходной части бюджетов всех уровней необходимо выявить направления роста налоговых поступлений, повышения уровня их собираемости, что делает актуальным вопрос о разработке нового научно-методического подхода к количественной оценке налогового потенциала. Здесь можно выявить циклическую связь: следствием роста налогового потенциала региона является увеличение темпов социально-экономического развития региона, что в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений. На основе представленного материала можно выделить следующие направления роста налогового потенциала региона:

1)     совершенствование действующего налогового законодательства в части оптимизации предоставления налоговых льгот;

2)     улучшение собираемости налогов в бюджет и разработки мер по сокращению налогоплательщиками недоимки по платежам в бюджет;

3)     стимулирование деловой активности населения путем создания благоприятных условий для развития бизнеса;

4)   совершенствование системы налогового администрирования.

Реализация указанных направлений и их учет в оценке налогового потенциала смогут качественно улучшить действующих механизм планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

 

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 1 января 2016]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

2.     Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 2014. № 6. С. 27- 30.

3.     Данные по формам статистической отчетности. Сводные отчеты по налогам в целом по РФ и в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (Дата обращения: 01.12.15)

4.     Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. О методиках оценки налогового потенциала региона – субъекта РФ // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 4 (ч. 2). С. 197-201.

5.     Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2013. N 2. С. 2.

6.     Коломиец А., Мельник А. О налоговом потенциале региона // Налоги. 2014. Третий выпуск. С. 21

7. Симонов А.Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 423-425.