20 апреля 2016г.
В экономике России на сегодняшний момент особую значимость приобретают вопросы эффективного развития территорий , например, территории Астраханской области как южного форпоста России. С целью наиболее полного раскрытия их потенциала и обеспечения высокого уровня жизни населения разрабатываются новые программы развития территорий. Сегодня для регионов особенно остро встают вопросы выравнивания уровня развития, подъема промышленности, разработки новых инвестиционных программ. Безусловно, это касается и Астраханского региона.
Особенное внимание сейчас должно уделяться развитию промышленности, развитию транспортной сферы, судоходству и судоремонту как приоритетным отраслям для Астрахани. При этом развитие данных отраслей осуществляется в режиме санкций и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время экономика России существует в жестком режиме санкций со стороны Запада.. В современной экономической системе России давно назрела необходимость наращивания собственного производства в различных сферах, модернизация и интенсификация отечественной промышленности, продвижение отечественного сельскохозяйственного производителя, безусловно, и в нашем регионе. Развитие территории Астраханского края предполагает, прежде всего, реализацию политики импортозамещения и оптимизации производства на основе модернизации промышленной базы региона.
Именно политика импортозамещения позволит экономике Астрахани достичь более высокого уровня, интенсифицировать производство, стать независимыми от импорта и повысить уровень благосостояния народа. Следует отметить, что за последний период в условиях высоких цен на нефть в стране не было создано эффективно работающей модели экономики, которая бы действовала в условиях нового технологического уклада и модернизации. При этом в стране было достаточно нефтедолларов, но это не способствовало повышению эффективности производства, переоснащению промышленного производства, вводу в строй новых промышленных предприятий.
Астраханский регион в системе Прикаспия в настоящее время является южным форпостом России и местом пересечения крупнейших транспортных потоков коридоров Север-ЮГ и Восток – Запад в рамках Таможенного Союза.
В Астраханском регионе в настоящее время складываются предпосылки для создания мощного транспортного центра на Юге России.
Необходима разработка эффективной инвестиционной и инновационная стратегии, рассчитываемой на быстрые результаты за счет внедрения новейших концепций менеджмента или технологий производства, в обмен на дорогостоящие капиталовложения.
Особенное внимание уделяется развитию такого важнейшего объекта судоходства как порт Оля.
При разработке эффективных моделей инновационных преобразовании в порту Оля , имеющему огромное значение в экономике региона, следует применить мировой опыт в создании эффективно действующих предприятий. Целью развития Астраханского воднотранспортного узла является удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности в перевалке грузов, обеспечении формирования инновационной инфраструктуры терминалов, портов Астрахань и Оля, интеграция их в единое транспортное пространство Российской Федерации.
В качестве подцелей были представлены следующие:
1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры Астрахани и Оля;
2. Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и водного транспорта Астраханского воднотранспортного узла;
3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность портов Астрахань и Оля на Каспии, сокращение суммарных логистических затрат для участников внешнеэкономической деятельности при перевалке грузов через порты Астрахани и Оля;
4. Совершенствование государственно-частного партнерства в сфере водного транспорта и стивидорной деятельности;
5. Создание условий инновационного развития инфраструктуры терминалов, портов Астрахани и Оля;
6. Формирование предпосылок интеграции терминалов и портов в единое транспортное пространство РФ;
7. Повышение энергоэффективности предприятий воднотранспортного комплекса портов Астрахани и Оля;
8. Кадровое обеспечение предприятий Астраханского воднотранспортного узла специалистами. В качестве ожидаемых результатов развития АВТУ к 2020 году:
1. Достижение 30 млн. тонн по объему перевалки грузов в портах Астрахани и Оля к 2020 году, с учетом существенного увеличения транзитных перевозок;
2. Создание к 2020 году портовых мощностей, обеспечивающих 10% запас мощности и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
3. Повышение коэффициента использования перегрузочных комплексов до уровня 75-80%;
4. Повышение роли Астраханского воднотранспортного узла в обеспечении транзитного потенциала России на Юге, в направлении стран АТР, увеличение транзитных грузопотоков;
5. Повышение уровня комплексной безопасности мореплавания на акваториях морских портов и подходах к ним, качества функционирования морских портов путем достижения 100%-ного уровня охвата береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания;
6. Обеспечение тарифной привлекательности морских портов путем сохранения размера портовых сборов, приходящихся на тонну перевалки грузов, на уровне сопоставимом с портами сопредельных государств на Каспии;
7. Обеспечение уровня заработной платы работников порта на уровне не ниже средней по региону и средней по отрасли;
8. Повышение роли отраслевого образования и науки, организация непрерывности процесса профессионального обучения от начального до высшего образования, включая систему дополнительного образования;
9. Выведение услуг участников портовой деятельности на качественно новый уровень как с точки зрения обеспечения российских внешнеторговых потоков, так и конкуренции отрасли на международном уровне, повышение процента использования специализированных комплексов, «облагораживание» отечественного экспорта, увеличение доли продуктов переработки в общем грузообороте;
10. Повышение инновационной деятельности портов и терминалов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, и укрепления отраслевого кадрового потенциала;
11. Совершенствование государственного управления в сфере морской портового хозяйства, отраслевого законодательства, применение новых организационных механизмов (ПОЭЗ, концессии, управляющие компании, технологические платформы и территориальные кластеры).
В настоящее время перед Россией стоит сверхзадача-вывести нашу страну на совершенно новый, прогрессивный уровень развития, изучать и перенимать передовой опыт развития.
Интеграция на постсоветском пространстве необходима и весьма перспективна с точки зрения политической и экономической ситуации в мире. Создаваемый общий рынок становится более привлекательным для взаимных и иностранных инвестиций; предпринимателям обеспечиваются условия для производства конкурентоспособной продукции и модернизации предприятий. Все это придает импульс к ускорению развития экономики и созданию новых рабочих мест, увеличению доходов и, соответственно, возможностей взаимодействия бизнеса и органов государственного управления.
В создаваемом Едином экономическом пространстве бизнес будет иметь равный режим доступа на общий рынок трех стран, предприниматели смогут свободно выбирать, где им регистрировать свои предприятия, без ограничений продавать товары и предоставлять услуги на территории любого из государств ЕЭП, иметь доступ к инфраструктуре в области энергетики, транспорта и коммуникаций.
Наша ближайшая задача - полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства. Беларуси, России и Казахстану следует предпринять значительные усилия для создания мощного экономического союза, способного отвечать на глобальные вызовы современного мира с его экономическими и политическими проблемами. Та экономическая ситуация, которая на сегодняшний день складывается в мире, потребует большей консолидации как при проведении макроэкономической политики, так и при дальнейшем продвижении вперед всех национальных экономик.
Мир стоит на пороге глубочайших экономических преобразований. Задача государств Евразийского Содружества- суметь правильно оценить перспективы и использовать все возможности для построения эффективной модели совместного политического и экономического пространства.
Список литературы
1. Монография. «организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве». 395 с. Совместный проект БНТУ (Беларусь, Минск) и АГТУ (Россия, Астрахань). Под реакцией к.э.н., доц. Гаврилиной Н.Е., к.э.н. доц. Равино В.В. Издательство «Волга». Астрахань.2012 .
2. Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие транспортно-логистического комплекса Прикаспийского макрорегиона», г. Астрахань, 22 мая 2015 года, Каспийский институт морского и речного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», статья «Портовая инфраструктура Астраханской области: перспективы развития в свете новой геополитической ситуации в мире», стр.100, УДК 656.078, ББК 39.18+65.37.
3. П.Л. Карабущенко, Н.Е. Гаврилина. Новейшая социально-экономическая история прикаспийских государств (1991 - 2011 гг.) (монография). Астрахань, Издатель ИП Сорокин.Р.В.,2013 г.
4. Распоряжение Правительства Астраханской области от 4 марта 2014 года №61-ПР «О концепции государственной программы «Комплексное развитие Астраханского воднотранспортного узла на 2014-2020 годы»
5. Вестник Астраханского государственного технического университета, серия: Морская техника и технология, выпуск № 4, 2015 год, УДК [338.47:327.2]:[339.923:061.1(4)], А. В. Титов, И. А. Волынский статья «Особенности построения транспортно-логистических кластеров в Европе», г. Астрахань, 2015, с.103.