Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА В РОССИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ: «ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

При формировании рационального земельного пользования в России следует учитывать изменяющиеся потребности современного российского общества. При формировании законопроектов и разработке концепций развития регионов следует опираться на социально-ориентированную логистику [1] и в том числе учитывать исторические аспекты, социальные особенности, менталитет и культуру присущие только российскому обществу (которые резко различаются в зависимости от места и условий проживания российских граждан). Особую значимость в данном аспекте приобретает понятие «земельные ресурсы» и возможность их использования для экономического развития национальной экономики.

Несмотря на огромные размеры территории России – 17,1  млн. км2 - продуктивный земельный фонд, который может быть использован как экономический ресурс, из-за сложного географического расположения, составляет всего 13% от общей площади и составляет 1707,5 млн. га. На диаграмме 1 можно видеть процентное распределение земельного фонда в России [3]:


«Основу земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища). Пока не затронуто активной хозяйственной деятельностью 45% земельных ресурсов России, в основном это лесные фонды. Это более половины площади всех земель Евразии, не затронутых хозяйственной деятельностью. Свободные земли — один из главных ресурсов в России» [2]. При этом уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этот ресурс используется безграмотно и не эффективно.

В сегодняшних не стабильных и полу рыночных отношениях (у малого и среднего бизнеса нет свободного доступа на рынок до капитала; введены законодательные ограничения на доступ к природным ресурсам; законодательная база не обеспечивает равные права граждан в землепользовании и землевладении по сравнению с корпорациями и крупными компаниями), в российской экономике население по особенному воспринимает, а структуры и органы власти формируют - ценность земельного ресурса страны, его возможности и перспективы использования.

Проследить изменение понятия «земельный ресурс», трансформация законов о землепользовании, их роли и значения в развитии государства можно в историческом аспекте.

Таблица 1 Историческое становление и развитие понятия «земельный ресурс» (основные этапы реформирования) [4, 5, 6, 7, 8, 9, 15].

 

Исторический этап

 

Основные особенности этапа реформирования

Законодательство определяющее

условия землепользования

 

 

Киевская Русь IX—XI в.

 

Вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству, продать, обменять или, например, поделить между родственниками.

Процесс формирования частной

феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—

XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки.

Иван Грозный

годы

Уничтожение вотчины, учреждение опричнины.

Царь поместил опричников на земли, и они

Значительное усиление единовластия

государя и обогащение класса феодалов 

реформирования

1530 – 1584 г.г.

стали называться помещиками, он же мог их

сместить.

за счёт потрясающего обнищания и

вымирания русского крестьянства.

 

 

 

Петр I годы

реформирования: 1708-1715 г.г. и

1719-1720 г.г.

Впервые поделил Россию на 8 губерний:

Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт- Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.

 

 

 

Губернаторы, управляли войсками, расположенными на территории губернии, а также обладали всей полнотой административной и судебной власти.

 

 

Столыпин П.А. годы реформ 1861

г., 1906 г., 1910 г.

 

В целом реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства.

Применена концепция замены

общинного крестьянского землевладения и землепользования частной

(подворной), отменены выкупные

платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы.

 

 

Ленин В.И.

год реформы 1917г.

Земля была отнесена к общенародному

достоянию, выделалась крестьянам для землепользования и мелким артелям и кооперативам для ведения сельского хозяйства (период НЭПа).

 

 

 

Подготовлен декрет о земле.

 

 

Горбачев М.С. годы реформ 1981—1982 г.г.

Происходит формирование фермерских

хозяйств, кооперативов и семейных компаний (семейная кооперация, семейный подряд) которые получают земельные наделы в длительную аренду и использование их для ведения сельского хозяйства.

Требовалось сформировать единое целое

- агропромышленный комплекс отраслей и ведомств с единым аппаратом управления и плановыми органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Путин В.В. годы реформ 2013-

2015 г.г.

Инициатива полномочного представителя

Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева.

Условия ограничения землепользования:

-   не выдавать бесплатно землю в пределах крупных городов, так как там должна быть конкурентная борьба за нее;

-   контроль за выполнением обязательств по содержанию и использованию земли в течение 5-ти лет с последующим переходом в собственность (при нарушении условия ее следует изымать);

- не продавать и не передавать иностранным физическим или юридическим лицам.

 

 

 

 

Президентом России инициирован новый статус земельного ресурса –

«Территории опережающего социально- экономического развития». («Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации" (пока не вступил в силу)).

 

Реформы с передачей в собственность или в свободное пользование земли в российском обществе происходят, как мы видим из выше приведенного анализа постоянно. Этот вопрос поднимается всякий раз, когда общество испытывает потребность в выживании, развитии, сохранении своих национальных интересов, формировании материальных сбережений и передачи их последующим поколениям. В предкризисные и кризисные годы это особенно актуально, когда ситуация в экономике России резко ухудшалась (описанные в различных научных статьях и дополненные статистическими данными учеными социологами): 1917, 1920, 1941-1945, 1996, 1998, 2006, 2008, 2012, 2014, а так же в прогнозируемой ближайшей перспективе 2015 и 2016 годы российское общество нашло и сформировало несколько возможностей сохранения своих материальных и не материальных благ, их преумножения и передачи последующему поколению (детям, внукам, правнукам) [14]:

-    получение образования (инвестирование в свою будущую конкурентоспособность, которой не всем в должной мере удается воспользоваться из-за изменяющегося состояния здоровья, отмирания определенного ряда профессий, потери квалификации у женщин при уходе за ребенком или из-за высокой конкуренции на рынке труда);

-      приобретение недвижимости в зависимости от доходов и предложений на строительном рынке (возможность доходов от сдачи в аренду, использование в собственном бизнесе или улучшение собственных условий проживания). При этом стоимость недвижимости растет и в определенной степени компенсирует потери от инфляции и защищает от снижения покупательской способности национальной валюты (рубля). В качестве недостатков можно отметить: воздействие стихийных бедствий; физическое и моральное старение; изменение конъюнктуры цен на рынке недвижимости; влияние государственных планов по развитию и реформированию рынка недвижимости.

-     наиболее распространенным стало вложение заработанных рублевых средств в валюту других стран (выбираются такие страны у которых экономика более стабильна или эти денежные средства можно потратить в любой другой стране, если Вам придется мигрировать из-за снижения показателей качества жизни). Значительным недостатком такого капиталовложения является непредсказуемость экономических процессов, связанных с иностранной экономикой, уровнем инфляции в данной валюте и ограничениям по ее законному свободному «хождению» на внутреннем рынке России;

-   еще одним эквивалентом сбережения стало приобретение материальных ценностей искусства и культуры (в российском обществе данный рынок только формируется и по существу не нашел своего отклика. Можно отметить, что сейчас максимально развито - нумизматика и филателия. Эти ценности растут в цене со временем, с пересмотром их значимости для истории и самое главное их редкости и последующей невоспроизводимости.). К сожалению их могут украсть у владельца и в России страховые компании редко устанавливают реальную страховую ценность данных произведений инвестирования;

-    как еще одна из альтернатив сбережения и преумножения капитала – это вложение средств в ценные бумаги, но данный рынок пока не слишком понятен для населения и по этому его освоили лишь 8% населения России (до сих пор сказывается негативный опыт 90-х годов).

-    возможно так же открытие банковских вкладов в различных их вариациях, но при таких политических противостояниях и экономических потрясениях (которые мы наблюдаем сейчас) фактически денежные средства вверяются команде определенного банка (финансовой группе, государству и т.д.) и стоит только гадать, как они ими распорядятся и к какому эффекту это приведет.

По этому, в настоящий момент времени земля остается самым ликвидным и главное понятным для населения России материальным ресурсом, который может быть: средством производства, товаром, первоосновой выживания наших последующих поколений (детей, внуков и т.д.). Земельный участок дает любому российскому гражданину возможность создать собственное дело или обустроить свой собственный быт с учетом индивидуальных потребностей (произвести для себя на земле то в чем этот человек нуждается или обменять произведенный излишек сельскохозяйственной и другой продукции на требующиеся товары или услуги). Основным недостатком земельного участка (ресурса) является его территориальная принадлежность к определенному государству (где сформированы: государственный строй, отношение к землевладельцам, ценности по отношению к земле, законы, нормы и правила землепользования или землевладения и т.д.). Землю нельзя «забрать» с собой при переезде на постоянное место жительства в другое государство и самое главное, что ни один документ (даже выданный официальным государственным органом) вам не гарантирует, что земля поступает к вам в персонифицированную  собственность и навсегда  (даже при условии выполнения  вами всех предписанных властью условий).

С переосмыслением и пересмотром властными структурами общей государственной доктрины развития российской экономики была предложена новая форма землепользования – «территории опережающего социально- экономического развития» (далее ТОС-ЭР). При этом нами выявлены четыре основные социально-активные группы, которые будут формировать законодательную, социальную и политическую значимость на ТОС-ЭР [10].



Таблица 2 Основные социально-активные группы, определяющие законодательную, социальную и политическую значимость ТОС-ЭР.

Территории опережающего социально-экономического развития

(консолидация интересов различных социальных групп)

 

Государственные структуры и органы власти (федерального, регионального и местного уровней): чиновники и государственные служащие.

Деятельность

коммерческих и бизнес структур: торговцы, бизнесмены, предприниматели, новаторы (изобретатели, ученые, рационализаторы).

Землевладение и землепользование в России: фермеры, домовладения, государственные структуры и др.

Отношение к политике

землепользования и землевладения сформировавшихся общественных организаций (куда отнесены и религиозные объединения).

 

 

 

 

Мотивация:

- премии;

-   должности (звания);

- награды;

-   информационная поддержка;

- льготы по ЖКХ и налоговых выплатах;

- пенсионное

обеспечение.

 

Мотивация:

-   премии;

-   награды;

-   звания, ученые степени;

- гранты;

- консалтинг;

- программы по приобретению интеллектуальной собственности;

-   информационная поддержка;

-   льготы ЖКХ и по налогообложению.

Мотивация:

-   гранты;

-   награды;

-   программы поддержки;

-   дотации, субсидии, субвенции, льготные займы и кредиты;

- повышение квалификации и переподготовки;

-   безвозмездное получение земель для формирование ТОС-ЭР;

-   формирование кооперационных связей;

-   налоговые льготы

 

 

 

 

Мотивация с учетом деятельности общественной организации. Самым важным здесь является налаживание диалога между всеми участниками реализующими проект на ТОС-ЭР.

Общая и целенаправленная информационная Интернет поддержка и повышение популярности в СМИ, а так же

«раскрутка» посредством PR-технологий и социальной рекламы (реализация концепции социально ориентированной логистики).



Таблица 3 Основные условия формирования ТОС-ЭР (сравнительный анализ предложений полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева и авторская модель Механизма распределения и закрепления земельных ресурсов за юридическими и физическими лицами в России В.В. Жарикова и В.В. Безпалова) [11, 15].



При этом особенно хочется отметить, что хотя Ю.П. Трутнев и предлагает свой проект к реализации, но у этого понятия  - «территория опережающего социально-экономического развития» пока нет законодательного обеспечения и поэтому данный проект пока носит уровень теоретического российского PR-проекта. Уже сейчас у российских граждан в их пользовании находится значительный земельный ресурс для активизации использования которого Правительству РФ нужно принять соответствующие законодательные и стимулирующие меры, которые позволят будущему землепользователю максимально эффективно и рационально (с учетом экономических и политических интересов власти) распорядится данным ресурсом по своему личному усмотрению.

Стоит учитывать следующие особенности земельного ресурса: численность проживающего населения (пол, род занятий, образование), его местоположение, наличие определенных ресурсов, климат, наличие городов и отраслей с определенной специализацией. В связи с этим для осуществления прорывного развития определенной территории мы рекомендуем создавать Государственное бюро по анализу интеллектуальной собственности России, которое должно работать следующим образом (схематичное представление, см. Рисунок 2).


На наш взгляд, весьма опрометчивыми являются монопольные меры Правительства РФ, направленные на реструктуризацию российских земельных ресурсов без одобрения со стороны российской общественности, что приводит к политической дестабилизации, не пониманию политической воли Правительства РФ и выстраивает крайне негативные отношения между российской общественностью и властью (соглашение о разделе Баренцева моря между Россией и Норвегией, подписанное Президентом РФ Д.А. Медведевым; соглашение о передачи о. Тарабаров и части о. Большой Уссурийский КНР (в рамках концепции совместного использования), подписан Президентом РФ В.В. Путиным; [12, 13]. По этому, описанные нами этапы и процедуры процесса (см. таблица 2) разгосударствления земельных ресурсов не должны становиться монопольной деятельностью государства, так как этот ресурс консолидирует интересы различных субъектов социально-экономического хозяйствования и должен осуществляться с учетом поиска компромиссов (частное лицо, предприниматель, государственные структуры, домохозяйства, общественные организации, новаторы (ученые, изобретатели, рационализаторы), сельско- хозяйственные организации, общественные организации и др.). При этом должен осуществляться жесткий правовой контроль со стороны государственных органов за целевым использованием земельных ресурсов на протяжении всего их жизненного цикла с последующей оценкой их эффективности по авторской методике В.В. Жарикова [17]. В данной статье нами особенно подчеркивается важность последующих отношений между гражданами и государством при общем хозяйственном использовании земельных ресурсов в России (нужно учесть все критерии и показатели, отражающие различный видовой состав, ценность, значимость и целесообразность использования «земельных ресурсов»).

 

Список литературы

1.     В.В. Жариков, Н.А. Чайников Социально ориентированная логистика: цели, задачи и экономическая эффективность (статья ВАК) // Журнал «Логистика», № 9/2014, Москва: Типография «БЭСТ-ПРИНТ», ООО «Агентство Маркет Гайд», С.54-61. // http://www.logistika-prim.ru/rubric/19

2.     Сайт «География»: «Земельные и почвенные ресурсы России», URL: http://geographyofrussia.com/zemelnye-i- pochvennye-resursy-rossii/

3.     Сайт «Федеральный Портал PROTOWN.RU»: «Почвы, земельные и лесные ресурсы России», URL: http://www.protown.ru/information/hide/2529.html

4.     4.Сайт «ВикипедиЯ»: «Вотчина», URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F2%F7%E8%ED%E0

5.     Сайт «VIKENT.RU»: Клейн Л.С. «Иван Грозный», URL: http://vikent.ru/author/575/

6.     Сайт «История России»: «Реформы Петра I» (дата размещения: 28.05.2011), URL: http://rhistory.ucoz.ru/publ/reformy_petra_1_tablica/15-1-0-145

7.     Сайт «Русская Государственность»: В.И. Азанов «Земельная реформа Столыпина: взгляд сквозь время»,URL:    http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/stolypin/stlp_13.htm

8.     Сайт «Все Учебники»: Тагильцева Ю.Р. «Первая («продовольственная») реформа Горбачева (1982)», URL: http://vse-uchebniki.com/besplatno_politologiya/pervaya-prodovolstvennaya-reforma-gorbacheva-35268.html

9.     Сайт «Президент РФ» «Рабочая встреча с вице-премьером – полпредом Президента в ДФО Юрием Трутневым» (дата публикации: 19.01.2015 13:15), URL: http://www.kremlin.ru/news/47487

10. Сайт «Новости@mail.ru» «Минвостока РФ не учтет зонирование территорий при «раздаче земель»» (дата публикации: 24.01.2015 13:15), URL: https://news.mail.ru/economics/20836479/?frommail=1

11. В.В. Жариков, В.В. Безпалов Безопасность России с учетом консолидации экономической деятельности регионов/ "Наука и Мир" - №10(14) с.145-152

12. Сайт  «ЗА  РУССКОЕ  ДЕЛО»:  «Медведев  подарил  норвежцам  море  нефти»  (04.03.2013),  URL:http://news.rambler.ru/17934118/

13. Сайт газеты «Московский комсомолец» (MK.RU): «Россия передала часть своей территории Китаю», (14.10.2008 13:30), URL: http://www.mk.ru/old/article/2008/10/14/18161-rossiya-peredala-chast-svoey-territorii- kitayu-foto.html (Дата обращения: 3.02.2015).

14. Сайт «АКАДЕМИК» (http://dic.academic.ru/): «Кризисы в экономике», URL: http://economic_mathematics.academic.ru/2264/Кризисы_в_экономике (Дата обращения: 3.02.2015).

15. В.В. Жариков, В.В. Безпалов Приватизационный процесс собственности и его криминальная составляющая в России - New approaches in economy and management/ Materials of the 1V international scientific conference on September 15-16, 2014/ Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» (Прага2014.) №44. С. 137-153.

16. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально- экономического развития в Российской Федерации" (не вступил в силу): http://base.garant.ru/70831204/#ixzz3QhiE4BjQ

17. Жариков В.В., Климов А.М., Истомин М.А., Теплякова М.С., Кузнецов Д.О., Дулемба И.Л., Гришина В.А. Универсальная экономико-математическая модель оценки эффекта жизненного цикла (товара, продукта, изделия, технологии и инновации) // Свидетельство на интеллектуальный продукт, ФГУП Всероссийский научно-технический информационный центр, № 72200800031, 17 июля 2008г.