Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Авторы:
Город:
Душанбе
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Миграционные процессы в современном Таджикистане усилились после распада Советского Союза и единого народнохозяйственного комплекса. Первые миграционные потоки были следствием межнациональных и межэтнических отношений, которые существенно повлияли на характер, масштабы, формы и направления трудовой миграции (эмиграции) населения. В начале 90-х годов на постсоветском пространстве резко сократились размеры естественной социально-экономической миграции (на учебу, на работу, по семейным обстоятельствам, на отдых и туризм и т.д.) и значительно возросла вынужденная миграция, вызванная угрозой жизни из-за межнациональных конфликтов, войн, чрезвычайными ситуациями, дискриминализацией в правах и другие. В  дальнейшем  на миграционные процессы больше стали влиять экономические проблемы. В государствах содружества и в том числе в Республике Таджикистан стали проявляться издержки распада единого государства и проблемы переходного периода, которые чувствительно повлияли в первую очередь на уровень жизни населения. К тому же из-за характера и скорости реформирования экономики и неприспособленности общества к новым рыночным условиям социально-бытовые положения населения и экономическое состояние государства в отдельных странах и особенно  в Республике  Таджикистан стали резко ухудшаться. В подтверждение этого тезиса приведем следующие официальные данные (Табл.1).

   Начиная с 1992г. проблемы и издержки переходного периода (безработица, повышение цен, снижение уровня реальных доходов заработной платы, сокращение объемов производства) в республике стали проявляться. Только за первые пять лет реформы производство ВВП в расчете на душу населения в сомони уменьшилось в 32,

4 раза. Число незанятого населения возросло с 555 тысяч человек до 1,109 тысяч человек, и тенденция постоянного роста число незанятого населения в последующие годы продолжалась в сторону усиления.

    

Таблица 1 Показатели экономического состояния и уровня жизни населения [2].

  

Показатели

1991

1994

1995

1996

1997

2005

ВВП в ценах 2005г. млн. сомони

11607,0

6577,1

4534,3

3777,1

3841,3

7206,6

ВВП на душу населения, сомони

2136,3

1180,1

800,0

658,6

659,7

1050,0

Индекс потребительских цен в

% к предыдущему году

1993к

1992г.

2236,1

 

339,5

 

543,1

 

370,2

 

171,7

 

107,8

Трудовые ресурсы, тыс. человек

2526

2688

2811

2840

2909

3893

Занятое население

1771

1855

1853

1731

1791

2112

 

Среднемесячная заработная плата, в долларах США

 

370 сов. рублей

 

17,3

 

8,8

 

10,1

 

8,9

 

26,8

 

   За период 1991-1996 гг. среднемесячная заработная плата работников с 370 советских рублей уменьшилась до 10,1 долларов США в месяц. Эти цифры наглядно характеризуют состояние экономики республики и положение ее жителей в первые годы суверенитета. Изложенная выше ситуация привела к усилению миграционных процессов и поиску ресурсов для жизнеобеспечения.

   В республике внешняя трудовая миграция активно проявилась в 1994 году. Первую группу внешних трудовых мигрантов составили беженцы войны, которые уже работали и жили во всех областях Российской Федерации, в Узбекистане, Киргизстане, Казахстане. В последующие годы внешняя трудовая миграция усилила свои обороты, и все больше трудоспособное население республики выезжало в другие страны в поисках заработка для содержания своих семей. Обследования специалистов, изучающих трудовую миграцию, показали, что из общего числа внешних трудовых мигрантов более 90% устремляются в Российскую Федерацию, около 5% в Казахстан, остальные и другие страны ближнего и Дальнего зарубежья.

   Изучение миграционных процессов и оценка количества внешних трудовых мигрантов в  Республике Таджикистан в настоящее время базируется на данных различных статистических источников (переписи населения, текущий учет, социологические обследования и др.). Данные текущего учета трудовой миграции позволяют изучить направления миграционных потоков и их структуру на постоянное место жительство, а временная трудовая миграция, которая составляет в республике подавляющую часть, не учитывается. Периодические переписи населения проводятся с большим интервалом времени. Потому в республике нет достаточно достоверного источника данных о внешних трудовых мигрантах, и в этой связи разные источники дают разные данные о количестве и качестве внешних трудовых мигрантов. Они колеблются от 800 тыс. до 1,5 млн. человек и судя по объему денежных и товарных переводов в республику от внешних трудовых мигрантов, близкой к истине является цифра 1,5 млн. человек.

    Велика роль трудовой миграции и денежные переводы внешних трудовых мигрантов, которые постоянно растут для субсидирования экономической и социальной стабильности Республики Таджикистан, использования семьями трудовых мигрантов на финансирование разнообразных нужд, о чем свидетельствуют данные Табл.2.

    

Таблица 2 ВВП, расходы государственного бюджета и др. показатели [1].


Показатели

2010 г.

2013 г.

Рост, %

ВВП всего млн. долл.

на душу населения, долл. Экспорт всего млн. долл. Импорт всего, млн. долл.

Расходы государственного бюджета всего млн.долл.

Денежные         переводы         трудовых мигрантов, млн. долл.

На душу населения, долл.

Денежные         переводы         трудовых мигрантов к ВВП, %

5653

742

1195,3

2657,8

 

1536

 

 

2284

300

 

 

45,9

8513,5

1043

1163,1

4121,3

 

2401

 

 

4250

521

 

 

49,9

150,3

140,5

97,3

155,1

 

156,3

 

 

186,1

173,6

 

 

108,7

 

   Анализ данных таблицы показывает, на сколько важно для Республики Таджикистан внешняя трудовая миграция и денежные переводы трудовых мигрантов. Только в 2013 г. банковские денежные переводы трудовых мигрантов составили 4,25 млрд. долларов США и за последние три года они возросли более чем в 1,8 раза. В расчете на душу населения денежные переводы в 2013г. составили 521 долларов США, а расходы Государственного бюджета – 195 долларов или почти в 1,8 раза меньше.

   В 2013г. денежные (банковские) переводы трудовых мигрантов к ВВП составили почти 50%. Уместно отметить, что это лишь официальные денежные переводы, а сколько денег от внешних трудовых мигрантов поступает в республику по неформальным каналам (переводы почтовой службой, наличность через знакомых, перевоз с собой наличные деньги, бытовой техники, одежды и т.д.) учет не ведется и никому не известно. Можно только экспертно, основываясь на данные социологического исследования, приблизительно определить объем денежных переводов неформальными методами.

   По данным анкетного опроса, проведенного кафедрой финансов и кредита РТСУ, возвратившихся на Родину трудовых мигрантов соотношение официального и неформального перевода денег составили, примерно 70% через банки, 30% по другим каналам. Общая сумма денежных переводов с учетом неформальных каналов в 2013 г. составит – 6,071 млрд. дол.

  Как известно, обеспеченность внутреннего рынка Республики Таджикистан товарами зависит от импорта товаров, а покупка товаров и услуг в других странах осуществляется с использованием свободно конвертируемой валюты, которую надо заработать за счет экспорта. Соотношение между экспортом и импортом всегда в пользу последнего, так только в 2013г. импорт был почти в 5,8 раза больше экспорта и дефицит торгового баланса в объеме около 4 млрд. долларов финансируется за счет денежных переводов внешних трудовых мигрантов [1].

   В республике внешняя трудовая миграция под влиянием социально-экономических факторов постоянно растет, сальдо трудовой миграции продолжает оставаться отрицательным, растет как сезонная, так и постоянная внешняя трудовая миграция, которая стала неотъемлемой частью нашей реальной экономии, образом жизни большинства активной части населения, для которых трудовая миграция превратилась в основной вид деятельности, они уже привыкли к этой ситуации и не знают других способов улучшения своей жизни, их денежные и товарные переводы превратились в главный источник финансирования импорта товаров и услуг, формирования инвестиционных ресурсов банковской системы, материальной основой развития индивидуального и малого предпринимательства в республике. В ближайшей перспективе численность внешних трудовых мигрантов все будет расти, будет увеличиваться трудовая миграция женщин. В этой связи становится очень актуальным вопрос адаптации наших внешних трудовых мигрантов в принимающей стране, усиления регулирования миграционных процессов с учетом социально-экономического развития принимающих регионов, национальной совместимости, климатических условий.

   Следует на межгосударственном уровне принимать меры по интеграции трудовых мигрантов, усилить роль планирования и регулирования миграционных процессов, контролировать за их движением, исключать спонтанные миграционные потоки, заниматься очень серьезно вопросами изучения русского языка, законов и нормативных актов по трудовой миграции. Сегодня трудовая миграция самая важная сфера в нашей республике, ею надо управлять должным образом.

   Миграция рабочей силы удовлетворяет спрос на вакансии там, где ее невозможно удовлетворить за счет внутренних ресурсов. Правительство стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы должны контролировать потоки миграции рабочей силы. Утечка мозгов является серьезной проблемой для развивающихся стран-доноров, так же как нелегальная миграция – для стран реципиентов. Политика контроля миграции должна быть сбалансированной, для того чтобы не поощрять нелегальную миграцию, одновременно не должна быть достаточно суровой, чтоб не создавать препятствий для притока необходимой рабочей силы.

   Правительство Республики Таджикистан и ответственные государственные структуры должны принимать меры по регулированию миграционных процессов, серьезному изучению русского языка в школах и подготовке квалифицированных рабочих, ориентированных на рынке труда Российской Федерации, как основной принимающей страной.

 

Список литературы

1.     Банковский статистический бюллетень. – Май 2013/5 (214)

2.     Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник. Душанбе, 2006.

3.     Трудовая миграция, денежные переводы внешних трудовых мигрантов, развитие предпринимательства в РТ. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Душанбе, 2011, 187 стр.