Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
11 марта 2020г.

Изменение человечества сопровождается многими факторами. С течением времени развивался человек и соответственно возрастали его потребности. Сначала человек удовлетворял простые потребности, например, такие как, пища и одежда. С наступлением определённого периода времени эти потребности возрастали и тогда уже появлялись потребности не только в пище и одежде, т.е. физиологические, но и потребности в безопасности, в  уважении окружающих и наконец самореализации. Таким образом, мы можем заметить, что здесь проявление «пирамиды потребностей», разработанной американским психологом А. Маслоу (см. рисунок 1).


Если взглянуть на эту модель ещё раз, то мы в действительности можем увидеть, что у человечества появлялись потребности именно в таком порядке и такая последовательность присутствует у каждого индивидуума с его рождения. Но стоит отметить, что на современном этапе жизни на всех уровнях присутствует и такая потребность, как качество.

Качество на каждом из этих уровней скорее не ещё одна потребность, а как обязательная составляющая уже существующих потребностей. Так, современный человек более серьёзно подходит к выбору продуктов, определяя, насколько качественно они были импортированы и насколько качественно упакованы, с другими потребностями аналогичная ситуация.

Мы видим, что качество присутствует везде, на всех этапах нашей жизни. Но что же такое «качество»? На сегодняшний день существует множество определений, рассмотри некоторые из них.

Определение по словарю Даля: качество – свойство или принадлежность, все что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос «сколько»; качество, на вопрос «какой», поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета [5].

В данном понятии качество характеризуется как свойство того или иного предмета и для полной характеристики слова определяется на какой вопрос отвечает качество. И в первом и во втором случае, качество есть совокупность свойств, но свойством определённого предмета может быть и цвет, и размер, и материал, из которого сделан предмет, но все это не определяет того, насколько качественно сделан предмет.

Проанализируем ещё несколько определений. Следующее было взято из источника «Национальный стандарт Российской Федерации системы менеджмента качества» (ИСО 9000-2015): качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя [1].

В данном определении даётся характеристика, отличающаяся от предыдущих. Здесь можно сделать вывод, что качество есть то, что способно удовлетворить потребителей, что создано по соответствующему стандарту и что имеет некую ценность и выгоду для потребителя.

Рассмотрим ещё одно понятие: качество – философская категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Философское понятие "качество" не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей [4].

Это определение характеризует качество как философскую категорию. «Качество» относят к данной категории, т.к. ценность и полезность для каждого человека своя и соответственно определение качества субъективно.

Проанализировав несколько определений понятия «качество», мы можем сделать вывод о том, что качество – философская категория, заключающаяся в определении ценности и полезности определённого объекта относительно отдельного субъекта; качество – характеристика, определяющаяся совокупностью свойств и признаков, способных удовлетворить потребности потребителя.

Качество не создаётся и не совершенствуется само по себе, поэтому вводится такое понятие как «управление качеством». Это именно тот процесс, посредством которого производитель улучшает качество создаваемого предмета.

Понятие «управление качеством» возникло с появлением понятия «качество». Так же, как и качество, управление качеством развивалось постепенно и в своей истории имеет пять фаз, которые совмещали в себе такие цели как, улучшение качества создаваемого объекта и укрепление положения производителя на рынке (см. рисунок 2). Ниже рассмотрим эти фазы более подробно.



Первая фаза – фаза отбраковки. Название рассматриваемой фазы говорит само за себя. Суть этой фазы заключалась в том, что бракованные элементы снимались с производства, т.е. отбраковывались, на начальных стадиях производства определённого объекта, позволяя производителю избежать больших затрат в процессе производства.

Вторая фаза – фаза контроля качества. На данном этапе отбраковка сохранилась, как один из важнейших элементов обеспечения качества, но основная задача заключалась в том, чтобы получать наиболее высокий процент годных изделий. Объектом стали не производимые детали, а сами процессы производства.

Третья фаза – фаза управления качеством. В некотором смысле эта фаза стала прорывом в изучении и совершенствовании системы управления качества. На данном этапе уделялось внимание не отдельным производственным процессам, а системе в целом.

Четвёртая фаза – фаза менеджмента качества. На этой фазе вводится такое понятие, как «всеобщий менеджмент качества». Основная идея системы всеобщего менеджмента качества заключается в постоянном улучшении качества.

В это время появляется серия международных стандартов качества – ИСО 9000. С созданием данных стандартов серьёзное внимание стало  уделяться не только  качеству продукции, но и качеству оказываемых услуг. Данные стандарты являются основными требованиями по качеству, которые должны соблюдать производители.

Пятая фаза – фаза качества среды. Данный этап знаменовался появлением стандартов ИСО 14000, созданных с целью защиты окружающей среды. Стандарты ИСО 14000 действуют на всех уровнях: организационном, национальном и международном. Стремление общества к защите окружающей среды, является не только сохранением человечества, но и, в некотором роде, мотивацией для организации, т.е. она вносит свой вклад в защиту и сохранение, а также мотивацией для потребителя, приобретающего экологический продукт тем самым, выступая за идею о защите окружающей среды и сохранения человечества и поддерживая производителя на этом пути.

Последние фазы являются основополагающими в современном мире. Основной концепцией на сегодняшний день считается система всеобщего управления качеством (TQM). Всеобщее управление качеством – это философия организации, основанная на стремление к непрерывному развитию. В данной концепции организация рассматривается как единая система, стремящаяся к постоянному улучшению.

В основу философии качества легли четырнадцать принципов, сформулированных Демингом. Так, и концепция всеобщего управления качеством не стала исключением. На сегодняшний день существует несколько направлений данной концепции и у каждого из этих направлений существует разное количество принципов. Но основными принято считать восемь принципов, которые рассмотрим ниже.

Первый принцип – ориентация на потребителя. В современном мире многие организации пришли к тому, что удержать свои позиции на рынке возможно при помощи потребителя. Данный принцип говорит сам за себя. Создавая товар или оказывая услугу, производителям следует ориентироваться на запросы потребителей. Удовлетворение потребителей, таким образом, приводит производителя к определённым бонусам за его труд.

Следующий принцип – это лидерство руководителя. Всем давно известно, что без хорошего руководителя, организации долго не задержится на рынке, несмотря на все усилия остального персонала. Именно от руководителя компании зависит всё её будущее.

Третий принцип – вовлечение работников. Данный принцип подразумевает под собой вовлечение каждого работника в процесс улучшения как качества продукции, так и всех процессов, существующих в организации.

К этому вопросу стоит подойти с точки зрения того, что работники – это люди, способные генерировать и предлагать идеи. И эти идеи могут оказаться полезными для всей организации в целом. Соответственно, стоит помнить, что персонал – это люди, для которых необходимо создавать условия, которые будут их стимулировать к работе, а также к участию в процессах по развитию организации.

Четвёртый принцип – процессный подход. Принимая во внимание данный принцип следует учитывать тот факт, что деятельность организации – это один большой процесс, который разбивается на более мелкие – бизнес-процессы. Именно этими процессами следует управлять, чтобы достичь желаемого результата.

Следующий принцип – системный подход к управлению. Данный принцип подразумевает под собой создание такого управления, при котором будет возможна обратная связь с потребителями товара или услуги, т.е. организация должна стремиться к объединению процессов создания и оказания услуги и процессов, позволяющих выявить соответствие товара или услуги потребностям потребителя.

Шестой принцип – постоянное улучшение. Так, происходит постоянное совершенствование всей организации  в  целом  и  непосредственно  улучшение  всех  составляющих  этой  компании.  Это  и совершенствование техники и технологии создания товара или оказания услуги, повышение квалификации, разработка новых идей, развитие командного духа и др.

Седьмой принцип – принятие решений, основанное на фактах. Сегодня главным ресурсом для любой организации является информация. Владеешь информацией, значит, знаешь, что и как производить. Но просто владение информации – это только половина дела. С быстрым течением времени у нас появляется огромное количество информации, которая зачастую бывает лишней или ненужной, поэтому нужно уметь и анализировать информацию и применять её для принятия дальнейших решений.

И последний принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данный принцип призывает организацию к сотрудничеству с одним или несколькими поставщиками, поставляющими качественные и надёжные материалы. В этом смысле компании, выбирая поставщиков, не следует отталкиваться от цены. Принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками подразумевает, что со временем долгосрочные отношения окупаются в области цены, при этом не пострадает качество и надёжность поставляемых материалов.

Стоит заметить, что приведённые принципы являются основными и в зависимости от страны и области деятельности компании принципы дополняются.

Таким образом, как уже упоминалось в начале, качество является неотъемлемой частью современной жизни. Сегодня организации, чтобы уверенно держаться на рынке, при всех тонкостях делах, существующих до этого, следует учитывать такой фактор, как качество. Понятие «качество» присутствует на всех уровнях и во всех сферах нашей жизни. Это одна из главных потребностей современного потребителя.

 

Список литературы

 

1.    ГОСТ     Р     ИСО     9000-2015     Системы     менеджмента     качества.     [Электронный     ресурс]:http://docs.cntd.ru/document/1200124393

2.    Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.

3.    Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013. - 381 c.

4.    Ивин А. А. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004http://slovardalja.net