Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, информационные технологии/системы, интеллектуальные активы, операционный капитал, интернет технологии на базе сети интернет, распределенные системы, облачные технологии.

Аннотация: в данной работе рассматривается место нематериальных активов в информационной среде. Дается гибкая классификация информационных систем для дальнейшего развития IT сферы с учетом корректного и эффективного использования в ней интеллектуального капитала.

В XXI веке информационные системы и технологии активно используются во многих, если не во всех, сферах общества. Внедрение информационных систем в какую-либо сферу народного хозяйства подразумевает вложение материальных и нематериальных средств (активов) с целью получения конечного продукта нематериального характера, способствующего развитию бизнеса. Учет нематериальных активов должен производиться наравне с материальными активами.

Зарубежные и отечественные исследователи Томас Стюарт, Булыга Р.П., Болгучева Р.Б., Фетисова О.А., Б. Леонтьев затрагивали тему использования нематериальных активов в области информационных технологий. В диссертации Болгучевой Р.Б. «проблема учета таких активов определяется как наиболее острая, которая зависит от:

1. Особенностей использования ИС: электронная цифровая форма - сложность индивидуализации;

2. Высокой зависимости от интеллектуальной деятельности персонала - «человеческий фактор»;

3. Высокой роли стандартов и протоколов «зависимых решений»;

4. Возникновения и приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности»;

Анализируя приведенные особенности и зависимость проблемы от ряда факторов можно сделать вывод, что индивидуализация информации компании представлена в электронной цифровой форме. Электронная цифровая форма, в свою очередь, обуславливается определёнными характеристиками, такими как:

Ø Информация должна быть представлена в пригодном для восприятия человека виде с использованием электронных вычислительных машин;

Ø Информация должна быть в пригодном виде для передачи по информационно-телекоммуникационным

сетям или системам;

Ø Информация должна соответствовать стандартам безопасности данных в компьютерных системах;

В зависимости от представленных характеристик выстраиваются особенности их использования, которые в последствие влияют на учет нематериальных активов, а именно интеллектуального капитала.

В других работах чаще всего нематериальные активы определяются как некий «интеллектуальный капитал».

Доктор экономических наук Р.П. Булыга (2008) дает такое определение «интеллектуальному капиталу»:

«Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде "коллективного мозга", аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы» [3].

«Интеллектуальный капитал» подразделяется на три подмодуля, а именно:


Человеческий капитал включает в себя способности персонала и компетенция компании. Под человеческим капиталом, входящим в качестве структурного элемента в интеллектуальный капитал компании, подразумевают именно интеллектуальную составляющую человеческого капитала индивидуумов.

Структурный капитал – это то, чем владеет компания после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал.

Клиентский капитал представляет собой ценность для компании, заключенную во взаимодействии клиентами с ней и отношениями между ними.

Организационный капитал делится, в свою очередь, на инновационный и процессный капитал,  как

представлено на Рисунке 2. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), как прописано в одном из пунктов в ПБУ 14/2007 №3: «средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности» [2], а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки).

«Процессный капитал – это инфраструктура компании (информационные технологии и разработки, бизнес- процессы и т. д.)». [6]


А также к регулируемым авторским правом информационным технологиям относят:

Ø базы данных;

Ø программы для ЭВМ, а также подготовленные материалы;

Ø другие произведения науки;

Ø лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности;

Степень востребованности в интеллектуальном капитале зависит, прежде всего, от самих информационных систем, от тех задач и функций, которые они выполняют. На основе анализа классификаций информационных систем можно разработать более гибкую классификацию, которая была бы направлена на максимизацию выгод ожидаемых от использования интеллектуальных активов, а также снижение внешних и внутренних рисков.

На сегодняшний момент информационные системы классифицируются по нескольким признакам:

1.   По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

В таблице представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.




Таблица 4 

Классификация информационных систем


Автоматизированн ые системы (АС)

Системы

поддержки принятия решений (СППР)

 

Информационно- Вычислительные системы (ИВС)

 

Информационно- справочные системы (ИСС)

 

 

Системы обучения

 

Производственные системы

Руководителя

 

Информационно- расчетные

 

Системы делопроизводства

Системы

программного обучения

 

Административные системы

Должностного

лица органа управления

 

Автоматизации проектирования

 

Автоматизированные архивы

Системы

обеспечения деловых игр

 

Финансовые и учетные системы

 

Оперативного дежурного

 

Моделирующие

Системы ведения

электронных карт местности

Тренажеры и

тренажерные комплексы

 

Системы маркетинга

 

Оператора

 

Проблемно- ориентированные

 

Справочные карточки (база знаний Wiki)

Системы

управления образованием

Системы научных

исследований

Интеллектуальные

системы

 

2.          По признаку распределённости ИС:

1.          настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

2.          распределённые (distributed) ИС, или как еще их называют облачные, в которых компоненты распределены по нескольким серверам:

Ø   Программное обеспечение как услуга (PaaS)

Ø   Платформа как услуга (SaaS)

Ø   Инфраструктура как услуга (IaaS)

Облачные решения с каждым днем становятся более востребованными, чем локальные. Это обуславливается их стоимостью, требованиями к использованию и затратами на сопровождение, они не так велики по сравнению с клиентским приложением расположенным полностью на стороне заказчика. Они предоставляют свои услуги через сети Интернет, где оплатой услуг является покупка лицензий на определенный срок использования. Таким образом, еще одним направлением информационный среды является сети Интернет.

Например, в своей работе Фетисова О.А. рассматривает нематериальные активы, созданные на основе информационных технологий в сети интернет, где интерпретация ПКР (SIC) 32 выделяет два вида интернет- сайтов, которые могут быть признаны в учете как: Веб - сайты, предназначенные для внутреннего пользователя и предназначенные для внешнего пользователя:




В сети Интернет существуют не только веб-сайты, порталы и домены, как это может показаться на первый взгляд пользователю. Сайты и прочие интернет активы, содержащие в себе все характеристики нематериальных активов, должны учитываться в бухгалтерском учете организации в качестве таковых, что описано и доказано в работах Фетисовой О.А..

В настоящий момент информационные технологии, такие как программное обеспечение, веб-сайты и порталы являются основным средством поддержки бизнес-процессов в компании.

Руководство в коммерческих организациях (предприятиях), занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением информационных технологий, заинтересовано в качественной и отлаженной организации учета и аудита операций с нематериальными активами. Благодаря аудиту нематериальных активов, реализуется контрольная функция, формируется мнение относительно достоверности и полноты их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций.

Разработка более гибкой классификации информационных систем поможет более точно производить учет интеллектуального капитала в этой сфере, повысит качество учета нематериальных активов и эффективность их использования.

Выводы: Несмотря на большое количество публикаций на тему интеллектуальных активов, многие аспекты данной проблемы остаются открытыми для дискуссий. Таким является вопрос идентификации интеллектуальных активов, оценки операционного капитала, развитие его элементов и составляющих в современных экономических условиях.

Таким образом, для эффективного управления и сбалансированного роста компании, прежде всего, необходимо выстроить стратегию развития и учета элементов интеллектуальных активов компании, определить их стоимостную оценку в процессе использования и разработать механизм преобразования их в интеллектуальный, а в последствие и в операционный, капитал компании.

 

Список литературы

1.     Фетисовой О.А. Нематериальные активы, созданные на основе информационных технологий в сети Интернет;

2.     Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975)

3.     Булыга Р.П. Методологические проблемы учета, анализа и аудита интеллектуального капитала. 08.00.12.- Москва, 2005.- 378 с.:

4.     Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008.

5.     Просвирина И. И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы//Финансовый менеджмент. 2004. № 4.

6.     Леонтьев Б. Новая экономическая парадигма. Журнал для акционеров. 2000. № 12.

7.     Stewart, T. (1991) Brainpower, Fortune, June 3, pp. 42-60