Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА КОМПАНИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В России растет спрос на современные технологии стратегического управления. Стратегия компаний, нацеленная на экономический рост сегодня достаточно актуальна. В зарубежной практике корпоративный рост – безусловный аргумент наиболее конкурентоспособных компаний, который прописан в управленческих регламентах. В России стратегия роста крайне редко формализована на корпоративном уровне, однако, потенциал роста – важнейший фактор инвестиционной привлекательности компаний. Это обуславливает растущий интерес к передовым практикам управления корпоративным ростом с позиций стратегического и финансового менеджмента. Современные методики и техники управления отечественными компаниями все еще находятся на стадии становления, что побуждает исследователей развивать теоретические и прикладные сценарии интеграции стратегии корпоративного роста и его финансовой реализации [3, с. 772].

Инвестиционные решения, как правило, являются стратегическими по нескольким причинам:

-   инвестиции – обычно крупные суммы средств, использование которых должно планироваться особенно тщательно;

-   направления инвестиций предопределяют будущее развитие и рост компании;

-      инвестиции в реальном секторе преимущественно направляются в переоснащение и расширение производства и потребность в капитале должна быть спрогнозирована достаточно точно, иначе либо не будет захвачен потенциальный сегмент рынка, либо появятся излишние свободные мощности, что скажется на себестоимости продукции и общих финансовых результатах;

-   инвестиции, как правило, предопределяют доходность и риск активов.

   Ошибки при принятии инвестиционных решений могут иметь катастрофические последствия. Поэтому для устойчивого роста предприятия важно уделять серьезное внимание формированию инвестиционной стратегии. При разработке инвестиционной политики очень важно иметь точное представление о том, что относится к инвестициям. В экономической литературе можно встретить различные значения этого понятия, например [1, с. 29]: 1) прирост запаса денежных средств государства; 2) финансовый инструмент для размещения денежных средств; 3) использование ресурсов сегодня для извлечения выгоды в будущем; рисковая составляющая деятельности организации; 4) вариант применения, имеющихся в наличии денежных средств; 5) предмет договорных отношений;6) инструмент управления финансами.

   В соответствии с российским законодательством инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество… имеющее денежную оценку, вкладываемое в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной  деятельности  в целях получения прибыли  и (или) достижения иного полезного эффекта» [4].

   Каждая компания разрабатывает собственную инвестиционную политику, исходя из стратегии организации и оценки ситуации ее собственниками, выдвинутых приоритетов развития, принятых технологий оценки эффективности проектов и формирования портфеля проектов, восприятия риска. Инвестиционная политика неразрывно связана с политикой финансирования, которая определяет стоимости капитала компании.

    В экономической литературе существует множество видов классификации инвестиций. Однако многообразие подходов и классификационных признаков порождает некоторую хаотичность в систематизации инвестиционных процессов, что в свою очередь влияет на уровень обоснованности инвестиционной политики компании. На основе обобщения и систематизации классификаций инвестиций, разработанных отечественными и зарубежными учеными, представляется возможным предложить авторскую классификацию (Табл.1).

    

Таблица 1 Авторская классификация инвестиций

Критерий классификации

Виды инвестиций

Экономическая сущность

Объект                вложения

Реальные

Вложения в реальные активы (развитие материально-

средств

технической базы)

Нематериальные

Вложения       в     изобретения,        патенты,       результаты интеллектуальной собственности

Финансовые

Вложения в долгосрочные финансовые инструменты

Социальные

Вложения  в  продукт  или  услугу,  обладающую социальными характеристиками

Способ                               участия инвестора

Прямые

Вложения,           осуществляемые             непосредственно собственником капитала

Косвенные

Вложения, осуществляемые опосредованно (через инвестиционные фонды, финансовые компании и т.п.)

ериод инвестирования

Краткосрочные

Эксплуатация объекта инвестирования до года.

Среднесрочные

Эксплуатация объекта инвестирования 1-3 года

Долгосрочные

Эксплуатация объекта инвестирования более 3 лет

Форма собственности

Государственные

Вложения  капитала  субъектами  государственной формы собственности

Муниципальные

Вложения       капитала      субъектами        муниципальной формы собственности

Частные

Вложения  капитала  субъектами  частной  формы собственности

Смешанные

Вложения капитала субъектами различных форм собственности

Характер       применения денежных средств

Первичные

Вложения         собственных          и       заемных        средств инвесторов

Реинвестиции

Вторичное использование капитала, полученного от реализации инвестиционного проекта

Деинвестиции

Высвобождение ранее инвестированного капитала без дальнейших инвестиций

Уровень ликвидности

Высоко ликвидные

Вложения в  быстрореализуемые активы с минимальным финансовым риском (чаще эквиваленты денежных средств)

Средне ликвидные

Вложения в инвестиционные активы со средним сроком реализации

Неликвидные

Вложения           в         инвестиционные             активы          с максимальным сроком реализации

аправленность

процесса инвестирования

Внутренние

Вложения капитала в объекты внутри страны

Внешние

Вложения капитала в объекты за приделами страны

роисхождение инвестиций географический признак)

Отечественные

Вложения капитала отечественными субъектами хозяйствования или физическими лицами – гражданами РФ

Иностранные

Вложения        капитала       иностранными         субъектами хозяйствования или иностранными лицами.

Отрасль инвестирования

Отраслевой классификатор

Инвестиции в различные отрасли экономики

Классификатор           сфер деятельности

Инвестиции  в  материальную  и  нематериальную сферы

Источник финансирования

Собственный

Собственные средства инвестора

Заемный

Заемные средства в виде кредитов, облигационных займов, векселей и т.п.

Привлеченный

Привлеченные средства путем эмиссии акций, дополнительные взносы в уставный капитал, целевое государственное финансирование, средства отраслевых союзов, инвестиционных фондов

Уровень риска

Низкий  уровень рисковые)

(без

Относительно надежные вложения

Высокий                              уровень (рискованные)

Наиболее           рискованные             вложения            (сфера исследований и разработок)

Воздействие производственный потенциал

на

Экстенсивные

Приращение        объемов                             выпуска качественных характеристик

без

изменения

Интенсивные

Вложения,         способствующие           эффективности           с изменением качественных характеристик

Отражение                         в бухгалтерском балансе

Валовые

Общий          объем         расходов приобретение        капитальных определенного срока

предприятия на товаров       в     течение

Чистые

Ежегодное          увеличение          основного                            капитала, увеличение массы основных фондов

Направления инвестирования в целях роста компании

Защита и расширение

Вложения бизнеса

в

реновацию

и

усиление

ключевого

Инновации (трансформация)

Вложения в инновации

Строительство

Вложения в новые ключевые компетенции

Корпоративный контроль

Вложения в сделки на рынке корпоративно контроля включая слияния и поглощения

 

   Как уже было сказано финансовая стратегия роста компании и инвестиционные решения взаимосвязаны. Для реализации стратегии роста компании необходимо принять управленческие решения по выбору направлений инвестирования. В связи с этим мы предлагаем дополнить классификацию инвестиций критерием «направления инвестирования в целях роста компании». На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, четыре вида направлений инвестирования: защита и расширение, инновации, строительство, корпоративный контроль. Для обеспечения прибыльности и роста эффективно работающая компания должна использовать все четыре направления инвестирования, однако уделять им различную степень внимания в зависимости от своего положения на рынке.

   Первое направление инвестиционных решений – защита и расширение существующей у фирмы рыночной доли или реновация. Она достигается за счет постоянных улучшений операционных процедур компании, вывода новых продуктов, новых подходов к обслуживанию клиентов, новые способы сегментации существующих рынков, но без диверсификации базовых компетенций компании или рынков, на которых она конкурирует. Реновация обеспечивает прибыльность и рост в краткосрочной перспективе.

   Второе направление инвестиционных решений – инновация связана с выходом на новые рынки и обслуживанием их с помощью компетенций, которые являются новыми для компании. Это инвестиции в новую территорию бизнеса, которые обеспечит прибыльный рост в будущем. Эти два направления инвестиций могут быть взаимодополняемыми не иметь существенных различий. Такое деление скорее условно.

   Два направления инвестирования, которые традиционно в экономической литературе называют традиционными, обычно представляют в виде матрицы. Матрица состоит из двух параметров – рыки, на которых компания присутствует или хотела бы присутствовать, и отличительные компетенции, которыми она обладает или хотела бы получить для защиты своего присутствия на этих выбранных рыках [5].Рынки в рамках этой модели означают основные сегменты рынка, в том числе географические, в которых работает компания. На каком бы рынке компания не работала, для нее всегда существуют новые рынки, на которые еще предстоит выйти. Некоторые из них могут быть созданы компанией с нуля, а другие уже существуют, то есть являются новыми лишь для самой компании.

Вторым параметром являются отличительные компетенции. Они могут приобретать форму материальных активов компании – таких как производственные предприятия, оборудование, каналы дистрибуции и другие логистические активы, а также нематериальных активов, таких как брэнд или связи с клиентами. Они могут выступать также и в форме новых патентов, знаний и навыков, имеющихся у сотрудников или защитных бизнес- процессы. Это каждый элемент, способный добавлять компании ценность и выступающий как потенциальный источник отличия. Поскольку компетенции со временем теряют свои отличительные черты, для защиты ключевого бизнеса компании и выхода на новые рынки нужны новые отличительные компетенции.

   В отличие от защиты и расширения инвестирование в направлении трансформации сосредоточено не на усилении ключевого бизнеса компании, а, напротив, на движение в сторону от него. Существует два способа реализации такой стратегии роста. Первый происходит в основном с помощью слияний, поглощений и продажи активов, а второй – с помощью внутренних усилий, направленных на развитие нового бизнеса.

   Третье направление инвестирования в целях роста – строительство, с помощью которого компания вырабатывает новые компетенции, как для защиты своих существующих рынков, так и для постепенного роста на новых. Компаниям обычно бывает достаточно сложно оправдать инвестиции в строительство, особенно с учетом значительного временного интервала между инвестициями и финансовым результатом. Однако возможность подобного строительства значительно упрощается в случае совместных инвестиций нескольких потенциальных бизнес-партнеров. В этом случае большую роль играет разделение рисков. Другим преимуществом совместной работы над строительством оказывается то, что в результате возникает множество потенциальных пользователей этой новой компетенции, ждущих, когда будет завершено его создание.

   Четвертое направление инвестирования в целях роста – инвестирование в приобретение корпоративного контроля. Чаще всего под корпоративным контролем понимают сделки по слияниям и поглощениям. На наш взгляд, слияния и поглощения могут использоваться компаниями и как вспомогательное средство для внедрения первых трех направлений инвестиционных решений, так и как самостоятельное направление реализации стратегии внешнего роста. Такие направления как трансформация и строительство более рискованны по сравнению с защитой и расширением. Достаточно сложно выстраивать идею выстраивания новой компетенции, особенно чтобы конкурировать на новом рынке. В подобных случаях могут помочь поглощения. Компания приобретает заметные и явные преимущества, которые уже используются на рынке. Задача компании состоит в том, чтобы абсорбировать новое знание и начать применять его для удовлетворения потребностей рынка без значительного снижения денежного потока.

   Однако, использование сделок на рынке корпоративного контроля, как самостоятельно направления инвестирования, могут принести неоспоримые преимущества компании, как рыночной структуре, основанной на долевой собственности и образованной в виде портфеля специфических финансовых активов [2, с. 126-127]. Часто такие рыночные структуры называют структурами холдингового типа.

   Таким образом, предложенные направления  инвестирования  финансовых ресурсов  дополняют существующую классификацию инвестиций, позволяют глубже разобраться в сущности корпоративного роста, а также выявить обоснования рациональных форм хозяйствующих субъектов и их инвестиционной деятельности.

 

Список литературы

1.     Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – М.: Эльга, Ника-Центр, 2001. С. 29.

2.     Романенко        О.А.      Финансовые        аспекты       интеграции        хозяйствующих         субъектов        /     Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. С. 126-127.

3.     Романенко        О.А.      Стратегия       внешнего        роста      компании:        методические         подходы      к     внедрению сбалансированной системы показателей // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 772-776.

4.     Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

5.     Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future // Harvard Business School Press, 1994.