Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ОБЪЕДИНЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТОВ В РОССИИ?

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Проблема различий налогового учета и бухгалтерского существовала всегда. В России с момента коренных преобразований в налоговой и учетной системах бухгалтерский и налоговый учет представляют собой два разных, но всё же связанных друг с другом, вида учета, поэтому, так как некоторые их элементы схожи, не раз ставился вопрос об их объединении. Но не смотря на то, что проблема противоречий этих видов учета не нова, она продолжает быть актуальной и по сей день. Продолжаются обсуждения на тему объединения учетов, их реформации с целью сближения.

В течение двадцати лет и налоговый, и бухгалтерский учеты реформировались каждый в своем направлении. Главная причина тому – различные цели и направленности учетов.

Как известно из законодательства [1], бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью бухгалтерского учета является сбор и обобщение информации для принятия решений внутри самой организации, то есть на основе бухгалтерского  учета, глава организации может оценить ситуацию на предприятии, осуществлять планирование дальнейшей ее деятельности, принимать такие важные решения, как закрытие организации и так далее. Конечно, важно помнить, что информация, полученная путем бухгалтерского учета, предоставляется и лицам, не участвующим в управлении самой организацией. Она также полезна кредитным организациям, поставщикам, инвесторам и государственным органам, в частности, налоговым. Но всё же, говоря о бухгалтерском учете, в первую очередь, речь идет об эксплуатации его результатов внутри самой организации.

Что касается налогового учета – главной его целью является определение налоговой базы и далее, после правильного ее вычисления, расчет налога и уплата его в бюджет. Например, для налога на прибыль организации налоговой базой является прибыль. Как известно, прибыль организации представляет собой разницу между доходами и расходами организации. Учет расходов и доходов и представляет собой одну из основных проблем, так как правила учета расходов и доходов для налогового и бухгалтерского учетов существенно рознятся. В целом существует около 200 различий между двумя учетами на данный момент.

Нельзя сказать, что за столь долгое время существования налогового и бухгалтерского учетов процесс их сближения так и не сдвинулся с мертвой точки, однако данный вопрос продолжает быть актуальным и по сей день. Так, в июле 2015 года Департамент экономической политики и развития Москвы (далее Департамент) выступил с предложением сближения налогового учета и бухгалтерского по 60 пунктам, чтобы упростить существование бизнесу [3]. Говоря более конкретно, предлагается внедрить унифицированные стандарты подачи отчетности, утверждать и публиковать формы отчетности в государственные внебюджетные фонды не менее чем за месяц до начала отчетного периода, перевести все предприятия, где работает более 100 человек, на сдачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, гармонизировать сроки подачи отчетности и другое. После устранения этих различий Департамент предлагает перейти к новой форме ведения налоговой отчетности, путем внесения изменений в форму бухгалтерской отчетности.

На этот счет мнения разделились, вероятнее всего это связано с существованием двух различных концепций о связи между бухгалтерским и налоговым учетом - единство (предполагает использование данных бухгалтерского учета для определения объекта налогообложения без каких-либо корректировок) и параллельность (налоговый и бухгалтерский учет ведутся обособленно) [4]. В связи с различным пониманием того, как соотносятся бухгалтерский и налоговый учет, появляются и разные мнения на счет возможности или невозможности объединения этих видов учета. Часть экспертов считает, что такие нововведения пойдут на пользу малому и среднему бизнесу, упростят ведение отчетности, избавят от лишних затрат и документов. Действительно, объединение бухгалтерского и налогового учета могло бы существенно упростить процесс учета в целом.

Однако, нельзя исключать тот факт, что помимо различных целей налогового и бухгалтерского учетов, они опираются и на различные правовые акты, и каждый из них имеет свое назначение и важность. Поэтому существуют и те эксперты, которые считают, что ликвидация параллельного налогового учета путем изменения бухгалтерского невозможна, как минимум, в связи с абсолютно различными целями того и другого.

Например, один из партнеров Taxadvisor (прим. - компания, специализирующаяся на налоговом консалтинге и защите прав налогоплательщиков в судах) считает: «Единого учета не будет никогда, есть отличия в законодательных требованиях, в затратах (рекламные расходы, амортизация). У бухгалтерской и налоговой отчетности разные цели, отразить экономическое состояние и рассчитать налоги соответственно. Можно лишь точечно упростить две отчетности, а для их сближения уже сделано все возможное.» [5].

Помимо этих сторон, есть представители «компромиссного» решения проблемы. Они считают, что сближение учетов возможно, но не может быть быстрым. Одной из причин вероятных медленных темпов реформирования в этой области является тот факт, что результат его в первую очередь нужен бизнесу, а проводят изменения (в качестве пересмотра законодательной базы) в первую очередь государство и государственные органы. Но при этом государству весьма трудно сблизить учеты, не потеряв при этом выгоды от налогообложения (а налогообложение, как известно, в первую очередь выполняет важную роль при пополнении государственного бюджета, который в России состоит по большей части из налогов, уплачиваемых юридическими лицами). Не стоит забывать и о времени, которое тратится на освоение новых правил учета бухгалтерами, на перестройку программного обеспечения для бизнеса. Как  можно заметить, не всё так  просто. Поэтому объединение или ликвидация одного учета путем полной «перекройки» сущности другого если и имеет место быть, то требует длительной подготовки и постепенности процесса, который может затянуться на несколько лет.

Как было сказано ранее, проблема противоречивости учетов стоит достаточно долго, однако это не значит, что никаких изменений не произошло. Рассмотрим те из них, которые всё же сблизили два параллельных учета. Для этого обратимся к главе 25 НК РФ (с 1 января 2015 года вступают в силу поправки, внесенные в эту главу Федеральным законом от 20.04.2014 №81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" – далее Закон №81) [2].

В первую очередь стоит отметить произошедшую отмену суммовой разницы. До начала 2015 года в налоговом учете имели место быть и курсовая разница (возникает в том случае, если за период между выставлением счета и его оплатой, курс валюты изменился), и суммовая (возникала, если счет выставлен в иностранной валюте, а оплачен в рублях). Сейчас и в налоговом и в бухгалтерском учете существует лишь курсовая разница, представляющая собой объединение курсовой и суммовой. В бухгалтерском учете понятие суммовой разницы отменено задолго до аналогичной отмены в налоговом учете.

Помимо отмены суммовой разницы, Закон №81 отменяет метод ЛИФО (метод оценки сырья, материалов и т.д. при покупке или при списании – по стоимости последних по времени приобретений) в налоговом учете. Теперь в нем, как и в бухгалтерском существует лишь три метода оценки (по средней стоимости, по стоимости единицы запасов/товара, по стоимости первых по времени приобретений)

Помимо описанного выше, произошли изменения в порядке списания малоценных основных средств (сюда входят спецодежда, мелкий инвентарь и другое). Раньше при налоговом учете, организации обязаны были включать стоимость перечисленного выше имущества в материальные затраты по мере ввода в эксплуатацию, то есть погашение стоимости в течение нескольких отчетных периодов было невозможно, как в бухгалтерском учете, который предусматривает такой отражения, если стоимость такого имущества, если срок его эксплуатации превышает 12 месяцев. С 1 января правила налогового учета позволяют организации выбирать самостоятельно, когда списывать малоценное имущество.

Важной задачей для организации является ведение учета в случае возникновения убытков. В тот момент, когда в бухгалтерском учете финансовый результат может быть отрицательным, вне зависимости от характера убытков; в налоговом учете налоговая база не может быть отрицательной и поэтому для убытков, полученных в связи переуступки права требования долга, первая половина убытка включается в расходы на дату уступки, а вторая половина – в расходы на 45 дней позже даты уступки. Для прочих случаев убытки разрешено откладывать в течение 10 лет. Закон №81 внес поправки и на этот случай, однако полностью проблему он не решил: различия продолжают быть довольно существенными. Рассмотрим подробнее, что же всё таки изменилось. Изменения произошли лишь в сфере убытков в связи с переуступкой права требования долга. Теперь же сумму всего такого убытка можно будет относить к расходам на момент уступки права требования. Возможно, это покажется несущественным изменением, однако, рассматривая сложность ситуации с учетом убытков в целом (налоговая база всегда неотрицательная, а финансовый  результат может быть как положительным, как нулевым, так  и отрицательным – иначе финансовый результат будет искаженным и не даст полной и актуальной информации для оценки финансового положения организации и принятия управленческих решений).

Не смотря на произошедшие изменения в Налоговом кодексе, которые были рассмотрены выше, проблема продолжает быть актуальной. Вопрос о том, что будет происходить дальше в бухгалтерско-налоговой сфере, остается открытым. В уже подготовленных, но еще не одобренных Правительством РФ «Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» пока нет никаких упоминаний о политике сближения налогового учета с бухгалтерским. Последние упоминания об этом встречались в «Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Большинство из запланированных преобразований утверждены Законом №81, о котором говорилось ранее. Также в 2013 году был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», в который также входили планы о сближении учетов. Фактически, и эти планы были выполнены Законом №81.

Что касается объединения двух видов учета, такой способ решения проблемы специалисты считают вполне приемлемым. Такая система используется уже в некоторых экономически развитых странах. Действительно, быть может, спустя определенное время, путем проведения качественной политики, такая система сможет закрепиться и в Российской Федерации?

Подводя итоги всего вышесказанного, важно отметить, что вектор изменений в этой сфере имеет правильное направление: сближение и преобразование учетов, хоть и небольшими шагами, ведет к тому, что малый и средний бизнес через какое-то время смогут снизить некоторые издержки, а значит упрочнить свои позиции и несколько облегчить существование, которое и без того не является простым в нашем государстве.

 

Список литературы

1.     Федеральный Закон от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»

2.     Федеральный закон от 20.04.2014 №81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

3.     Голова И. Пошли на сближение // Российская бизнес-газета – 2015. - №1007 (28).

4.     Зимакова А., Хмельницкий А., Возможности интеграции налогового и бухгалтерского учетов // Успехи современного естествознания – 2013 - №11. - с.80-83.

5.     Ляув Б., Стеркин Ф. Одна отчетность для всего // Ведомости – 2015. – 9 июля (№3870).