Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Авторы:
Город:
Караганда
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В последние годы один из наиболее проблемных и обсуждаемых видов затрат – трансакционные издержки, в отношении которых пока нет единого понимания и существуют значительные расхождения не только по поводу сферы их образования, но и содержания. Это следствие множественности подходов к изучению данной проблемы, в которых пытаются связать трансакционные издержки с затратами отдельных видов экономической деятельности и с институциональными издержками.

   В качестве самостоятельной темы проблематика трансакционных издержек заявляет о себе в 60-70-е годы в США и Западной Европе и связана в первую очередь с именами двух видных экономистов – Р. Коуза [1] и О. И. Уильямсона [2].

  В экономической литературе стран СНГ (прежде всего в России) эта проблема затрагивается, главным образом, с 90-х годов XX столетия. За последние годы в свет вышли работы таких авторов, как Капелюшников Р.И. [3], Кокорев В. [4], Малахов С. [5-7], Олейник А. Н. [8], Радаев В. В. [9], Шаститко А. Е. [10-11] и др.

   В трудах этих экономистов проблематика трансакционных издержек рассматривается системно, а затраты, имеющие природу трансакционных издержек, трактуются как экономическая категория. Причем, если первоначально трансакционные издержки затрагивались в экономических исследованиях, посвященных предпринимательству, косвенно, поскольку не замечать их было просто невозможно, то в последние годы они все чаще выступают в качестве самостоятельного предмета исследований, например, в работах Шаститко А. Е. и Олейника А. Н.

   Впервые трансакционные издержки были рассмотрены Р. Коузом в работе «Фирма, рынок и право», где определены как издержки использования механизма цен или рынка. Большинство исследователей предполагали, что трансакционные издержки могут существовать только в рыночной экономике. Однако определение К. Эрроу противоречит такому подходу, поскольку, по его мнению, они существуют в любой реальной хозяйственной системе. К. Эрроу рассматривал их как издержки эксплуатации экономической системы.

   Для определения трансакционных издержек Дж. Уоллис и Д. Норт использовали следующие критерии. С точки зрения потребителя, к этим издержкам относятся все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу, а с точки зрения продавца — все затраты, которые он нес бы, если бы товар продавал самому себе.

    Проблема «наблюдаемости» трансакционных издержек сформулирована  Д. Нортом и  Дж. Уоллисом, что обусловило появление новой категории — трансакционной услуги. Развивая данную идею далее, Дж. Джоунс и С. Хилл определили трансакционные издержки как затраты на переговоры, мониторинг и проведение сделки, которые позволяют сторонам прийти к соглашению.

    У. Николсон, автор одного из самых известных учебников по микроэконо-мике, рассматривает эксплицитные трансакционные издержки в форме платы за услуги посредников, а имплицитные трансакционные издержки — в форме издержек поиска и сбора информации. Количественная оценка трансакционных издержек, основанная на показателях накладных расходов для предприятия и  товарооборота для экономики в целом, предложена В. Кокоревым.

   Концептуальным зерном трансакционных издержек является тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек:

-        производственные (операционные);

-        трансакционные.

   Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующими детального документального оформления и предполагающими простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

    Ортодоксальная классическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Однако в современных условиях при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Причем, это справедливо как при вступлении организации в контакт  с внешними субъектами рыночных отношений, так и внутри организации, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь.

    Д. Норт [12] выделил пять основных форм (типов) трансакционных издержек:

1.    Издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условий движения товаров и услуг (сокращенно издержки поиска информации). Данные издержки связаны с еѐ асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам выше равновесных (или продажей ниже равновесных); с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

2.     Издержки по определению условий и оформлению сделок (или так называемые издержки ведения переговоров и заключения контрактов). Данные издержки также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

3.     Издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков (сокращенно издержки измерения). Данные издержки составляют весомую часть трансакционных издержек. Это связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т.д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

4.     Издержки по защите правового режима с помощью юридической системы (так называемые издержки спецификации и защиты прав собственности). Как правило, в обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

5.     Потери за счет необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке (сокращенно издержки оппортунистического поведения). Они также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральной риск всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда – работы «командой», когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более, если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или  шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

   В последнее время использование этой формы издержек (особенно  в зарубежных странах) получило весьма широкое распространение. Задолго до введения трансакционных издержек представители теории предельной полезности, ссылаясь на то, что мало уделялось внимания конкуренции и процессам рыночного ценообразования, переместили процесс исследования в сферу обращения. В современной экономике используются бухгалтерские издержки производства, которые, кроме прямых издержек, включают торговые и административные расходы. Бухгалтерские издержки вместе с «нормальной предпринимательской прибылью» составляют полные конкурентные издержки.

   Трансакционные издержки применительно к предприятию представляют собой совокупные затраты в сфере обмена, имеющие трансакционное назначение, то есть связанные с обслуживанием процесса перераспределения ресурсов и продукции. В их состав включаются затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров, заключением и реализацией контрактов с включением транспортных расходов и расходов на складирование, контролем за их исполнением; затраты на поиск и выбор партнеров, измерение, защиту и спецификацию прав собственности. Все остальные составляющие текущих затрат относятся к затратам на производство и реализацию продукции. В производственном процессе необходимо обратить внимание на трансформационные издержки, которые, согласно методике Дж. Уоллиса и Д. Норта, трактуются как издержки по превращению затрат в готовую продукцию и издержки по осуществлению трансформационной функции — переработке материальных ресурсов. Границу между трансакционным и трансформационным сектором провести очень трудно, скорее всего это возможно сделать только приблизительно.

 

Список литературы

1.     Коуз Р. Проблема социальных издержек / Фирма, рынок и право: Пер. с англ., М., 1993, С. 87-169.

2.     Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация: Пер. с англ., СПб., 1996, 420 с.

3.     Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности: методология, основные понятия, круг проблем, М., 1990, 197 с.

4.     Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики, 1996, № 12, С. 61-72.

5.     Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) // Вопросы экономики, 1996, № 10, С. 89-102.

6.     Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики, 1997, № 7, С. 77- 86.

7.     Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики, 1998, № 11, С. 78-96.

8.     Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие, М. 2000, 416 с.

9.     Радаев В.В. Формирование новых рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика, М., 1998, 257 с.

10. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория, М., 1999, 312 с.

11. Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) // Вопросы экономики, 1997, № 7, С. 65-76.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ., М., 1997, 460 с.