Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Аудит представляет собой институт современной экономики, играющий важнейшую роль в обеспечении внутренних и внешних пользователей достоверной информацией. В настоящее время аудит в России переживает стадию трансформации: внедряются международные стандарты аудита, меняется функциональная направленность аудиторской деятельности, происходит пересмотр целей и задач аудита в сторону понимания бизнеса клиента и оценки перспектив его развития, разрабатываются рекомендации по снижению финансовых рисков и помощи в управлении компаний. Важное значение в такой ситуации имеет налоговый аудит, проблемы которого влекут за собой серьезные разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

   Многообразие мнений и трактовок, используемых для организации и проведения налогового аудита, вызывает необходимость более глубокого рассмотрения содержания этой категории, возможности ее применения и дальнейшего развития.

С развитием форм и методов государственного регулирования рыночных отношений аудит существенно расширил свое влияние на многие сферы экономики и государственной деятельности. Изначально налоговый аудит являлся последующей стадией налогового контроля. При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют проверки налогоплательщиков (например, камеральная и выездная налоговые проверки). Возникающие после проведения налоговых проверок отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками часто представляют собой споры, предметом которых являются результаты проведенных проверок, и именно для разрешения таких споров в России создан институт налогового аудита.

   Службы налогового аудита были созданы в российских налоговых органах в 2006г. с целью проведения работы по досудебному урегулированию налоговых споров. Аудиту подвергаются результаты налоговых проверок по жалобам налогоплательщиков. Такое урегулирование налоговых споров осуществляется по инициативе налогоплательщика и является его правом. Основанием налогового спора всегда является нарушение прав налогоплательщика.

   С появлением категории «налоговый аудит» и попыткой применения ее в практической работе налоговых органов велось также обсуждение сущности и содержания данной категории как самостоятельного вида аудита в организациях-налогоплательщиках.

   В отношении деятельности хозяйствующих субъектов налоговый аудит имеет совершенно иной характер. Предприятия зачастую организуют проведение налогового аудита с целью оценки своей налоговой нагрузки, а так же правильности ведения и оптимизации налоговой политики и других вопросов, которые связанны с подтверждением достоверности формирования налоговой отчетности и верности произведенных расчетов налогов к уплате в бюджет.

   Налоговый аудит носит инициативный характер, то есть является сопутствующей услугой общего аудита. Он осуществляется по решению хозяйствующего субъекта на основе договора с аудиторской организацией или аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам заказчик, который является клиентом аудиторской компании.

   Проблема заключается в том, что глобализация экономики, расширение границ экономической деятельности хозяйствующих субъектов (российских организаций, их объединений, холдингов) привели к многоаспектности сфер управленческой деятельности. С одной стороны, сложнее стало контролировать достигнутый уровень стратегических показателей развития, а с другой – получить информацию о текущем финансовом положении организации без достоверной информации о налоговой нагрузке и объемах налоговых платежей. Поэтому в настоящее время недопустимо относить налоговый аудит к сопутствующим услугам.

   В связи с этим можно сделать вывод об отсутствии определенного механизма налогового аудита и его содержательной формы для бизнеса. Касаемо аудиторских организаций, налоговый аудит в свете сложности работы, проводимой организациями в части налогового планирования и прогнозирования, внутреннего контроля налоговых расчетов, своевременности уплаты налогов в бюджет, должен быть выделен в качестве самостоятельного вида внешнего аудита, который будет проводиться аудиторскими компаниями и подтверждать правомерность формируемой налоговой политики (или положений учетной политики в части налогообложения) и достоверность проведенных в проверяемом периоде налоговых расчетов (заполнение деклараций).

    В действующих Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности в настоящее время отсутствует налоговый аудит как вид, что, на взгляд многих исследователей, не отвечает требованиям развития рынка и обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Новый уровень налоговых отношений, международная интеграция в сфере деятельности налоговых органов и в сфере бизнеса требуют выделения такого аудита с целью обеспечения налоговой безопасности хозяйствующих субъектов и снижения налоговых рисков как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

    Включение данного вида аудита только как инициативного существенно не изменит отношения налогоплательщиков к формированию эффективной внутренней налоговой политики и не будет способствовать дальнейшему развитию налоговой культуры в обществе. Для ряда организаций реального сектора экономики, особенно крупных налогоплательщиков, в условиях консолидации их бизнеса, проведение налогового аудита расширит спектр информационного обеспечения управления в сфере управления налоговыми рисками. Поэтому налоговый аудит как вид аудита должен быть и внешним, и внутренним.

   На данный момент федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности, регламентирующего порядок проведения налогового аудита как отдельного вида, не существует, но, очевидно, что его введение является необходимым.

   Касаемо аудиторских процедур, применяемых в ходе проведения налогового аудита аудиторскими организациями и службами внутреннего аудита налогоплательщика, нет необходимости выделять какие-либо процедуры обособленно. Весь спектр инструментов, предусмотренных Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, может быть использован  в ходе проведения налогового аудита бизнеса. Так же разумно использовать наработки в области бизнес-процессов контроля, реинжиниринга бизнес- процессов контроля, широко использующиеся в системах внутреннего контроля организации.

   Такой подход к организации налогового аудита в России требует развития стандартов аудита, что оправдано решаемыми задачами в сфере налогообложения в международном сообществе, налоговых консультантов, участвующих в разработке международных и национальных налоговых стратегий.

    Перед российскими предприятиями стоит сложная задача повышения налоговой культуры, совершенствования умения работы с налоговыми риcками и развития налоговых взаимоотношений с контрагентами,  включая зарубежных партнеров. Налоговый аудит бизнеса во  многом будет способствовать развитию этих тенденций. Его осуществление возможно на основе усовершенствования Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Две формы проведения налогового аудита в организациях – внешняя и внутренняя – предполагают уточнение формулировки целей, задач, принципов их реализации, высокую квалификацию и ответственность исполнителей, определение конкретных методов и процедур, а также форм отчетности о результатах проводимых проверок в рамках налогового аудита.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система "КонсультантПлюс".

2.     Хахонова И.И., Хахонова Н.Н., Богатая И.Н. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д.: ООО "Мини Тайп", 2014. 442 с.