Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В целом антикризисное регулирование – это правительственная политика, направленная на защиту от кризисных ситуаций и банкротства предприятий. Опираясь на предыдущий опыт своей страны и мировой опыт, государство должно постоянно разрабатывать и совершенствовать антикризисную политику. Зачастую кризисом является начало нового вектора, развитие технического прогресса, смена устаревших технологий на более современные.

   Можно выделить две основные формы государственного регулирования: прямые (непосредственное воздействие государства на спрос и предложение) и косвенные (опосредованное воздействие).

   Государственная антикризисная политика имеет несколько направлений: бюджетно-налоговое регулирование, денежно-кредитная, научно-техническая, промышленная и ценовая политики. Меры антикризисного регулирования каждого направления требует значительных материальных вложений. Однако государство получает определенную выгоду от своей же эффективной политики. Подобная выгода может быть выражена в сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства

   Рассмотрим более подробно денежно-кредитную политику, подразумевающую под собой государственное регулирование банковского кредитования. Здесь активные антикризисные мероприятия предпринимаются Президентом РФ и Правительством РФ.

   Органы исполнительной власти, государственные корпорации, к которым относятся Внешэкономбанк и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», кредитные банковские организации и Банк России реализуют принимаемые антикризисные мероприятия.

   Зачастую согласованность и эффективность их действий подвергается критике со стороны. Банки (как экономические субъекты) под воздействием очередного экономического кризиса значительно пострадали и получают государственную политику в первую очередь, в то время как другие субъекты сектора экономики получают меньшую поддержку. Правительство государства первоочередной антикризисной задачей ставит сохранность работоспособности расчетно-кредитной системы государства.

   Антикризисный механизм определяет порядок регулирования части государственный финансов. Денежные средства, выделяемые для поддержки финансовой системы из золотовалютного запаса страны, Резервного фонда и Фонда будущих поколений, трансформируются в кредитные средства и ресурсы коммерческим банков (в частные финансы). Другими словами, денежные средства налогоплательщиков, собранные в бюджете государства в виде Резервного фонда и Фонда будущих поколений, перераспределяются в сектор банковских кредитных ресурсов, а также в сектор реальной экономики, то есть в денежные фонды, находящиеся в частной собственности.

   Основные вопросы в любой кризисной ситуации сводятся к определению способа разрешения существующей проблемы и поиску лица или субъекта, которое приступит к реализации принятых решений. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих антикризисные мероприятия, предполагает два основных варианта действия.

  Первый вариант заключается в реализации государственного решения путем прямого вмешательства самого государства, а именно национализация и гибкое применение надзорных  и фискальных мер. Второй вариант – поддержка государства и системы страхования вкладов в форме реструктуризации, слияния (поглощения), покупки и принятия обязательств.

   Управляя кризисными ситуациями с помощью денежных средств, государство применяет распределительную функцию финансов и преследует в своей цели возвращение хозяйствующих субъектов к самостоятельному принятию решения. Согласно государственной директиве  (представленной в законе), денежные средства, находящиеся в федеральном бюджете, переходят банковский кредитный денежный фонд, а далее поступают в реальный сектор экономики.

   Путем перераспределения финансовых ресурсов из резервных фондов в частные, через банковский сектор экономики в реальный сектор экономики, государство оказывает влияние на экономические отношения с целью достижения самостоятельного регулирования этих отношений в условии кризисных ситуаций.

   Международный Валютный Фонд (МВФ) в последних аналитических материалах для «Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности» показывает, что крупные банки пользуются неявными государственными субсидиями, рассчитывая на поддержку государства в случае сложного финансового положения. В 2012 году такие субсидии значительным банкам составили от 70 млрд. долларов США до 300 млрд. долларов в зоне евро.

   Во время кризисной ситуации государственная поддержка банков принимала различные  формы, выраженных от гарантии по кредитам до прямых вливаний государственных средств в банковские организации. Ожидая подобную поддержку, банки заимствовали средства по более низким ставкам. Эта более низкая стоимость финансирования наглядно показывает неявную государственную субсидию для крупных банков.

   Эта неявная субсидия искажает конкуренцию между банками, может способствовать принятию чрезмерных рисков и, в конечном счете, может обернуться большими издержками для налогоплательщиков. Чтобы сохранить финансовую стабильность, директивные органы могут быть вынуждены спасать крупные банки, оказавшиеся в бедственном положении, но такая поддержка дорого обходится государству и налогоплательщикам. Кроме того, ожидание государственной поддержки снижает заинтересованность кредиторов в мониторинге  действий крупных банков, поощряя чрезмерное привлечение заемных средств  и принятие рисков.

   Проведенные в последнее время финансовые реформы и сдвиги в оздоровлении балансов банков ограничили масштабы проблемы организаций, которые «слишком важны, чтобы позволить им обанкротиться», хотя результаты различаются между странами. Анализ показал, что особенно большие субсидии сохраняются в зоне евро и, в меньшей степени, в Японии и Соединенном Королевстве.

      «Ситуация улучшается, но оценки субсидий говорят о том, что проблема организаций, которые «слишком важны, чтобы позволить им обанкротиться», все еще весьма актуальна», — сказал Гастон Гелос, начальник Отдела анализа глобальной стабильности в Департаменте денежно-кредитных систем и рынков капитала МВФ, который подготовил этот доклад. [3]

   В условиях кризиса для усиления финансового воздействия на экономику государство должно совершенствовать правовые основы механизма распределения финансов. Так как управление финансами производится непосредственно в денежной форме, то со стороны государства обязателен контроль над эффективным и целевым использованием ресурсов.

   Признание финансовой стороны одновременно экономической, организационно-правовой и информационно-контрольной категорией расширяет публичную функцию и предопределяет пределы финансово- правового регулирования.

   Финансово-правовое регулирование антикризисных мероприятий с использование государственных средств имеют помимо распределительной функции, воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции финансов.

    Таким образом, процесс антикризисного регулирования производится по отношению к финансам в широком смысле, так как происходит процесс перераспределения денежных средств и ресурсов из категории публичных денежных средств в категорию средств и ресурсов кредитной системы государства, а также финансов предприятий производственной и непроизводственной сферы и прочих субъектов воспроизводственного процесса. Такая совокупность денежных отношений подлежит правовому регулированию нормами финансового права.

 

Список литературы

1.     Горбунова О. Н., Грачева Е. Ю. и  др.;Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 536 стр.

2.     Успенская Л., Шибанова. Государственное регулирование кризисных ситуаций: ключевые подходы, проблемы, аспекты совершенствования // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – С. 125- 127;

3.     Крупные банки получают выгоды от государственных субсидий // Журнал «Обзор МВФ»: Политика. 2014. 31 марта