Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2016г.

Малый бизнес играет важную роль в любой стране по многим причинам: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Российскими и зарубежными учеными и практиками уже было написано немало работ по исследованию проблем развития малого бизнеса и предложены различные меры по его модернизации. Предметом нашего исследования является зарождающееся малое предпринимательское дело Республики Абхазия.

Таблица 1 Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики РА за 2008 -2013 гг.

 

Наименование показателей

 

 

2008

 

 

2009

 

 

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

2013

Коэф. роста, раз

Предприятия и организации, учтенные в РГПО

 

 

5155

 

 

5750

 

 

6423

 

 

6981

 

 

7421

 

 

7802

 

 

2,6

Темп прироста

14,0

11,5

11,7

8,7

6,3

5,1

Прибыль в экономике,

791,2

1305,8

1468,7

1901,5

1965,4

494,5

3,6

  

млн. руб.

Темп прироста

46,4

65,0

12,5

29,5

3,4

78,8

Инвестиции в основной

капитал, млн. руб.

 

2023

 

1937,4

 

4017,8

 

4561,8

 

4931,4

 

3075

 

1,5

Темп прироста

4,3

100,7

13,5

8,1

3,1

31,7

Розничный

товарооборот, включая общественное питание, млн. руб.

 

 

5384

 

 

6529,3

 

 

7240,6

 

 

8278

 

 

10181

 

 

1191

 

 

1,2

Госбюджет РА, млн.

руб.

 

1777

 

4246,6

 

4676,1

 

8655,4

 

9524,7

 

7444

 

15

 

За 2009-2013 гг. показатель ВВП увеличился на 58,2%. Рост наблюдался во всех сферах экономики, но в большей степени был обеспечен за счет таких видов экономической деятельности, как строительство (в 1,8 раза), связь (1,8 раза), промышленность (1,7 раза), торговля (в 1,5 раза), финансы и кредит (1,5 раза), органы управления (2,1 раза).

Доминирующими видами экономической деятельности, преобладающими в экономике РА, являются строительство (26,5%), торговля и общественное питание (23,0%), доля которых в ВВП составляет до 49,5%. Высокий удельный вес строительства в производстве валовой добавленной стоимости свидетельствует о масштабных строительных работах, развернутых на территории РА, как по восстановлению разрушенных, так и созданию новых капитальных объектов.

Тем не менее, следует отметить, что уровень развития малого бизнеса в Республике Абхазия стоит на стадии своего зарождения и господдержка малых предприятий в данной стране находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого бизнеса в зарубежных странах и проанализировать принимаемые меры по его поддержке. Изучение зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в Республике Абхазия. Результаты Анализа зарубежного опыта в развитии малого бизнеса позволит национальным государственным и муниципальным органам республики продуктивно разрабатывать и внедрять различные программы поддержки предпринимательства.

Анализ экономической литературы и статистических отчетов позволяет утверждать, что развитие малого бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, чем в странах с развивающимися экономиками, к которым мы относим и Абхазию. Это объясняется тем, что в странах с развитой экономикой национальные власти придают большое значение роли малым предприятиям в создании валового внутреннего продукта и оказывают им всяческую поддержку в становлении и развитии. Эта поддержка выступает в первую очередь в виде разработанных программ поддержки малого предпринимательства и предоставлении всяческих льгот. В экономически развитых странах представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который служит опорой стабильного развития экономики, а сам малый предпринимательский бизнес обеспечивает занятость большинства населения стран.

В подтверждение сказанному рассмотрим аналитический доклад

Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2016 году, который был опубликован в рамках проекта. В новом отчёте приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса в целом и малого в частности.

В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность местных, прежде всего малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла - от создания и до ликвидации.

Рейтинг составлялся на основании расчета 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время  и стоимость  выполнения  предпринимателем  требований  государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес. При этом не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования. В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса.

Индикаторам регулирования предпринимательской деятельности стали:

1.     Регистрация предприятий.

2.     Получение разрешений на строительство.

3.     Подключение к системе электроснабжения.

4.     Регистрация собственности.

5.     Налогообложение.

6.     Международная торговля.

7.     Обеспечение Кредитование.

8.     Защита инвесторов.

9.     Исполнения контракта.

10. Ликвидация предприятий.

По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Дания, Южная Корея, Гонконг, Великобритания, США, Швеция, Норвегия и Финляндия.

В целом, наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему отмечаются в странах с высоким  уровнем  дохода,  являющихся членами   ОЭСР,  а наименее  благоприятные —  в странах  Африки и в Южной Азии.

Таблица 2

 

 

Рейтинг стран в глобальном исследовании «Ведение Бизнеса»

СТРАНА

РЕЙТИНГ

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

 

Сингапур

 

1

 

10

 

1

 

6

 

17

 

19

 

1

 

5

 

41

 

1

 

27

 

Новая Зеландия

 

2

 

1

 

3

 

31

 

1

 

1

 

1

 

22

 

55

 

15

 

31

Дания

3

29

5

12

9

28

20

12

1

37

9

 

Южная Корея

 

4

 

23

 

28

 

1

 

40

 

42

 

8

 

29

 

31

 

2

 

4

Гонконг

5

4

7

9

59

19

1

4

47

22

26

 

Великобритания

 

6

 

17

 

23

 

15

 

45

 

19

 

4

 

15

 

38

 

33

 

13

Соединённые Штаты Америки

7

49

33

44

34

2

35

53

34

21

5

 

Швеция

 

8

 

16

 

19

 

7

 

11

 

70

 

14

 

37

 

17

 

24

 

19

 

Норвегия

 

9

 

24

 

26

 

18

 

13

 

70

 

14

 

14

 

45

 

8

 

6

 

Финляндия

 

10

 

33

 

27

 

16

 

20

 

42

 

66

 

17

 

32

 

30

 

1

 

Российская Федерация за минувший год улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге. Начиная с прошлого года, Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу.  В целом,  Россия  улучшила  условия  ведения  бизнеса  по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся большинство экономически развитых стран мира.

Интересно, что страны с самыми сложными процедурами и неразвитыми правовыми институтами постепенно перенимают некоторые практики, которые применяются в лидирующих странах.

Данному примеру должна следовать и Республика Абхазия. Одно из необходимых условий для создания благоприятного климата для развития малого бизнеса – это формирование нормативно правовой базы, регулирующей развитие  малого предпринимательства в Республике Абхазия. Сейчас  Рабочей группой  при Министерстве экономики Республики Абхазия с участием представителей ТПП РА, Союза промышленников, предпринимателей и аграриев РА, Министерства по налогам и сборам РА, Министерства финансов РА, Министерства сельского хозяйства РА и Центра стратегических исследований при президенте РА и Сбербанка РА разработан проект закона «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Абхазия». Закон призван создать благоприятную предпринимательскую среду и обеспечить нормативно-правовую базу механизмов стимулирования развития малого и среднего бизнеса в республике в рамках соответствующей государственной целевой программы.

В качестве примера успешного развития малого бизнеса следует изучить опыт его развития в Сингапуре и использовать эффективные меры по его развитию в Республике Абхазия. На данный момент считается, что Сингапур это идеальное место для ведения бизнеса. Основанием для этого служит совершенная система налогообложения, внедрение большого количества инноваций и низкий уровень вмешательства государства в экономику. Ставка налога на прибыль в этом островном государстве составляет 17%. При этом уже несколько лет здесь применяется одноуровневая система налогообложения прибыли, что обеспечивает справедливость распределения денежных средств в экономике.

Диверсификация отраслей также является одним из преимуществ развития малого бизнеса в данной стране: транспортная, коммуникационная, торговая, сфера услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовая, туристическая, рекреационная обеспечивает занятость около 70% населения.

В Сингапуре разработаны и внедрены в жизнь десятки разнообразных программ льготного кредитования предприятий малого бизнеса. Это и выдача специальных займов, и страхование кредитов, и распределение субсидий.

В качестве рекомендаций с целью реализации государственной политики в сфере поддержания малого бизнеса в Республике Абхазия полагаем, что при совершенствовании законодательства в данной области необходимо усилить внимание на следующих направлениях:

-   создание особого режима налогообложения;

-   разработать меры по обеспечению финансовой поддержки малого бизнеса;

-   пересмотреть практику ведения бухгалтерской отчетности;

-   упрощенный порядок предоставления статистической отчетности;

-   продумать меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

-    применить упрощенный порядок передачи субъектам малого бизнеса, субъектам  инфраструктуры для

поддержания малого предпринимательства, находящихся в государственной собственности, неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений, производственных площадей, незавершенных, законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

-     особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков в процедурах государственных закупок товаров, работ, услуг.

Формирование взвешенной и передовой нормативно – правовой базы станет устойчивым базисом для развития малого бизнеса в республике.

 

Список литературы

1.     Акимов О.Ю., «Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития», Финансы и статистика, 2013 г., 193 с.

2.     Ершова И.В, «Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение» 2014 г.,457 с.

3.     Стратегия      социально      –      экономического      развития      Республики      Абхазии      до      2025      года.Опубликовано 01.12.2015, автор ЦСИ.

4.     Исследование  Всемирного  банка:  Ведение  бизнеса  в  2016  году.  [Электронный  ресурс]  //  Центр гуманитарных технологий. — 28.10.2015. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/28/7261