Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ США, КАНАДЫ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

В настоящее время образование – это неотъемлемая часть не только подготовки высококвалифицированного сотрудника, но и формирования всесторонне развитой личности. В связи с этим можно отметить, что эффективность и качество системы образования страны, в которой проходит обучение будущего специалиста, способствуют становлению и поддержанию статуса страны в мировом пространстве, кроме того престиж многих стран заметно возрастает с увеличением потока иностранных студентов и учащихся, которые стремятся продолжить свое образование в данной стране. Страны стараются укрепить свои позиции в образовательном пространстве путем совершенствования своих образовательных технологий во многом благодаря использованию опыта наиболее успешных образовательных систем.

Похожая ситуация складывалась с образованием США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, системы образования которых в целом имеют много общего с образовательной системой Соединенного Королевства Великобритании. Это связано с тем, что система образования Великобритании являлась в прошлом и является в настоящее время одной из самых успешных в мировом образовательном пространстве за счет таких качеств, как преемственность традиций, многоуровневость, системность. Изучение системы образования Великобритании, которым в разное время занимались такие исследователи, как В.С. Аранский, Н.И. Давыдов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Томахин, С. Лоундс и другие, и ее влияние на образовательные системы других стран позволяет выявить наиболее важные элементы британского образования, усвоение и переработка которых в соответствии с традициями англоязычных стран дали возможность включить их в системы образования таких стран, как США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Изучение мирового опыта в вопросах организации и содержания образования имеет большое значение для совершенствования подготовки современного специалиста. Усвоение позитивного опыта зарубежных образовательных систем и технологий в области иноязычной коммуникации позволит переработать и отобрать наиболее важные и эффективные элементы, что в дальнейшем будет способствовать их включению в образовательные системы других стран и повышению качества образования во всем мире. Исследование систем образования стран изучаемого языка дает возможность глубже и точнее познать страноведческие основы и выявить наиболее важные элементы образовательных систем данных стран.

Рассмотрим уровень профессионального образования в данных странах. Уровень так называемого «первого профессионального образования» в Великобритании не выделяется, так как рабочих готовят к работе путем ученичества непосредственно на производстве. Низшее профессиональное обучение организуется в основном коммерческими и промышленными предприятиями, готовящими кадры для своих организаций.

К системе «среднего профессионального образования» можно отнести всевозможные колледжи, институты, специализированные учебные заведения (от профессионально-технических до высших).

Система дальнейшего образования (further education) представляет собой большое количество разнообразных колледжей, образовательных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях – от профессионально-технического до высшего. В общей сложности насчитывается около 700 специализированных учебных заведений:

- колледжи, в которых можно получить обучение в возрасте 16-18 лет без отрыва от работы,

-   курсы, где работа чередуется с учебой (''sandwiches'') [2],

-     политехнические, комплексные учебные заведений, в которых осуществляется подготовка на различных этапах включая высший.

Кроме того в системе дальнейшего образования работает более 7 тысяч вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого населения.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов управления. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии.

С 60-х гг. учебным заведениям системы дальнейшего образования было разрешено присуждать академические степени, то есть появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях (политехники), открытых на базе крупнейших технических и коммерческих колледжей [1].

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием.

Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительному различию в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.

Перейдем к сопоставлению дальнейшего (профессионального) образования Великобритании и США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Уровень так называемого «первого профессионального образования» в Великобритании не выделяется, так как рабочие готовятся путем ученичества непосредственно на производстве, аналогичным образом складывается ситуация и в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Система «среднего профессионального образования» представлена разнообразными колледжами, институтами и специальными учебными заведениями. В США средний профессиональный уровень в системе образования не выделяют, этот уровень интегрирован в систему высшего образования, однако к нему можно отнести сеть двухгодичных колледжей, которая получила значительное развитие еще в 1960-1970-х годах. Несмотря на это, можно сказать, что система дальнейшего образования (further education) в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии в основном представлена так же техническими институтами, колледжами, курсами, как государственными (в Австралии они считаются наиболее престижными), так и частными, обучение в которых в зависимости от выбранной специальности продолжается от 1 года до 3-4 лет. В Великобритании существуют так называемые «слоеные курсы» (sandwiches) [1], где работа и учеба чередуется, также и обучение в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии возможно с отрывом и без отрыва от производства. Большая часть учебного времени в канадских колледжах проходит не в аудиториях, а лабораториях и мастерских. По окончании колледжа студенты получают сертификаты и профессиональные дипломы. Особенность австралийских колледжей заключается в том, что их студенты имеют возможность без экзаменов переходить с одной программы на другую. Например, вы можете поступить на языковые курсы колледжа, затем перевестись на профессиональную программу.

В США во многих случаях студенты, успешно закончившие программы профессионального обучения, получают удостоверение или диплом о начальном высшем образовании. В Новой Зеландии программа построена таким образом, что студенты, отучившись год в колледже профессионального обучения, могут перейти сразу на второй курс университета, имеющего партнерские отношения с институтом.

Системы дальнейшего (профессионального) образования США, Канады, Австралии и Новой Зеландии абсолютно аналогичны системе образования Великобритании, которая представлена специальными учреждениями, где обучение возможно с отрывом или без отрыва от производства.

В ходе анализа литературы, освещающей вопросы образования Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, был сделан вывод, что системы образования этих англоязычных стран были созданы по подобию британской многоуровневой системы и соответственно унаследовали многие черты, присущие британской системе образования, такие как системность и многоуровневость. Кроме того, британское правительство оказывало существенную поддержку своим колониям: финансировало образование в Австралии, способствовало формированию светских школ в Канаде, что не могло не сказаться на системах образования данных стран. Внешняя политика Великобритании тоже оставила след в истории США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, которые в свою очередь, являясь колониями, перенимали опыт господствующей страны в различных областях, в том числе и в системе образования.

Но в то же время нами отмечены специфические особенности всех систем образования, которые сформировались под влиянием особенностей географического положения (значительная отдаленность от Великобритании, близость к другим странам), исторического развития и ряда других факторов, таких как менталитет жителей, социальная политика страны, политическое устройство государства и т.д.

Кроме того, можно сделать выводы, что влияние британской системы образования на системы образования других стран в большей степени имеет положительный характер, так как вышеназванные стран перенимали только избранные черты британского образования, необходимые именно им (некоторые типы школ для детей с различными способностями, многоуровневую систему степеней в высших учебных заведениях). Кроме того, в настоящее время все эти страны входят в число лидеров на мировом образовательном рынке, что в свою очередь, еще раз подтверждает правомерность наших выводов.

 

Список литературы

 

1.        Давыдов Н.И. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Под ред. Ю.Г. Круглова. М.: Изд-во МГОПИ, 1996. 280 с.

2.        Российская педагогическая энциклопедия. М., 2011. С. 11-12, 130-135, 351-355, 413-415.

3.        Семина В.В. Сопоставление педагогической терминологии в пяти англоязычных странах // Современныйвзгляднапроблемыпедагогикиипсихологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 6-15.