Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В настоящее время в РФ сохраняется мировая тенденция увеличения численности людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт требует рассмотрения инвалидности как масштабного социально- психологического явления, осознания того, что человек - важнейшая ценность и забота о нем - главная задача демократического государства.

Министерство образования и науки РФ определяет число детей с ограниченными возможностями здоровья в 1,6 млн., что составляет - 4,5% от общего количества детей, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины. Данные цифры говорят о том, что внедрение педагогической инклюзии в РФ пробуксовывает. Разобраться в причинах столь медленного распространения инклюзивного образования в нашей стране поможет многоуровневый анализ барьеров на пути распространения инклюзивных подходов, причин их возникновения, а также возможных путей их преодоления.

Анализ законодательно-правовой базы инклюзивного образования показал, что действующее в настоящее время в РФ законодательство позволяет организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях профессионального образования. Так, в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" подчеркивается, что детям, относящимся к уязвимым категориям, должно быть уделено особое и достаточное внимание [1].

Кроме этого, в 2008 г. РФ подписала Конвенцию о правах инвалидов, взяв на себя обязательства по реализации права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей через «инклюзивное образование на всех уровнях». Подписание этой конвенции позволяет организовать инклюзивное образование в РФ, создать необходимые условия для формирования образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, а также определить механизмы его финансирования.

Параллельно с вышеупомянутыми документами начал действовать новый Приказ № 1309 от 9 ноября 2015 года «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который гарантирует людям с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации доступ к образованию всех уровней.

Инклюзивное образование (франц. inclusif - включающий в себя) - процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых общеобразовательных школах. Это процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для людей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных массовых школах с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности. (Л.И. Аксёнова, Л.Н. Давыдова, И.В. Искрук, В.В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, М.Н. Русецкая, С.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицина и др.)

В основе инклюзивного образования лежит идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем, но при создании особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. При инклюзивном обучении акцент делается на возможности и сильные стороны ребенка. Инклюзия влечет за собой изменения в подходах, структуре содержании, и стратегии образования, предполагает его трансформацию с учетом потребностей всех учащихся. Она позволяет каждому ребенку, вне зависимости от состояния здоровья, индивидуальных особенностей, пола, национальности, расы, религии раскрыться, ощутить связь с миром и свою значимость для него. Получение полноценного образования детьми с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Л.В. Годовникова считает, что несомненным преимуществом инклюзивного образования является тот факт, что в процессе совместного обучения устанавливаются более тесные взаимоотношения между детьми разных групп и категорий, что  условия массовой школы развивают круг и направленность общения нетипического ребенка, приучают его к жизни в среде нормально развивающихся детей [2].

Данный факт подтверждается практическим опытом обучения, воспитания и развития нетипичных детей.

К настоящему времени разработаны модели медицинского и психолого-педагогического сопровождения, доказавшие свою полную состоятельность, авторские программы реабилитации, развития, коррекции, предложены оригинальные стратегии оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л. Гончарова, О.А. Денисова, Е.Е. Дмитриева, Л.М. Кобрина, Н. Ю. Корнеева, И.Ю. Левченко, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, В.В. Ткачева, С.Г. Шевченко, и др.). Авторы данных моделей и программ считают, что совместное обучение с особенными детьми положительно влияет и на обычных учеников, формируя у них толерантность, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству, совершенствует их коммуникативные навыки и духовный мир. Кроме того, к положительным факторам, влияющим на здоровых одноклассников, относятся: формирование нестандартного мышления, расширение возможностей проявления сочувствия и милосердия в реальных жизненных ситуациях, сокращение проявлений снобизма и исключительности у преуспевающих детей, снижение страха перед возможной инвалидностью [3].

Определяя барьеры на пути внедрения инклюзивного образования на Ставрополье, было проведено исследование среди педагогов и родителей здоровых школьников двух общеобразовательных школ г. Ставрополя. Целью исследования было выяснение отношения к инклюзивному образованию педагогов и родителей здоровых школьников. Анализ, проведенного среди учителей массовой школы, исследования показал психологическую, профессиональную и методическую неготовность педагогических кадров к работе с особенными детьми. Лишь 12 % опрошенных педагогов полностью принимают и поддерживают внедрение инклюзивного образования в массовые школы. Подавляющее большинство педагогических работников (87%) скептически относятся к переходу на инклюзивное образование, считая, что российская массовая школа ни организационно, ни содержательно, ни технологически к этому не готова. Сами педагоги (73%) не готовы к изменениям традиционных принципов, форм и методов обучения. 49% опрошенных учителей опасаются того, что недостаток их профессиональных компетенций может причинить вред как детям с особыми образовательными нуждами, так и обычным школьникам. 36% из них убеждены, что слишком разнообразный состава класса может нанести ущерб развитию способных школьников, лишить их возможности получения знаний более быстрыми темпами. Наряду с этим педагогов волнует, что изменение образовательного процесса утяжелит их и так нелегкий труд при той же оплате (67%), что дети с особыми нуждами станут обузой для всей школы (44%).

Среди психологических барьеров педагогами были названы: боязнь неизвестного (64%), психологическая неготовность к взаимодействию с нетипичными учениками (60%), нежелание меняться (41%).

Безусловно, непринятие инклюзивных процессов педагогическими кадрами термозит их распространение и ставит серьезные задачи перед всем педагогическим сообществом, методическими службами, а также руководителями образовательных учреждений. Совершенно очевидно, что школе необходима помощь специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, дающая возможность учителям меняться ради детей и вместе с ними.

Кроме того, очень важно организовать систему просветительской работы, направленную на изменение нравственных ориентиров педагогов, повышение их инклюзивной культуры.

Несомненно, инклюзия предполагает создание особой материально-технических базы и многоуровневого учебно-методического комплекса для обучения разных детей. Типовые образовательные программы необходимо адаптировать под каждого конкретного ребенка, изменяя объем, содержание, формы работы в классе и сложность заданий.

Чрезвычайно полезным может быть создание ресурсного класса, который будет служить подготовительным этапом для перевода ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс.

Непременным условием распространения педагогической инклюзии является налаженная система подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного школы. Следует отметить, что в нашей стране целенаправленная подготовка специалистов для инклюзивной образования только начинается. Вузы, ведущие их подготовку, должны делать акцент на формирование гуманистических ценностей и профессиональных компетенций, гарантирующих реальное включение особых учеников в образовательный процесс. Все специалисты инклюзивной школы (учителя, тьютеры, социальные педагоги, школьные психологи и пр.) должны обладать повышенным уровнем толерантности, эмпатии, лабильности, коммуникабельности и рефлексивности в решении педагогических, коррекционых и социально-реабилитационных задач. Но главное, без чего не может результативно работать профессионал инклюзивной школы, - четкая позиция, основанная на инклюзивной культуре.

Весомым барьером на пути инклюзии является негативное отношение к детям-инвалидам со стороны родителей здоровых школьников. Проведенное исследование показало, что 68 % родителей первоклассников не имели ранее представления об инклюзивном образовании. В том, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно от здоровых в специализированных школах, убеждены 49% респондентов, в отдельных классах – 13%, на дому –   11%. Свои ответы они прокомментировали следующим образом: «Не надо мешать здоровым детям, если им не повезло»; «Зачем им мучиться, ведь в школе ничего не приспособлено для них»; «Наши дети не знают, как подойти к больному ребенку, как обратиться, как общаться с ним»; «Обычные школьники будут обделены вниманием учителя, так как особому ребенку нужно уделять значительно больше времени»; «Дети-инвалиды могут быть опасны для окружающих»; «Особым деткам нужны особые условия, особые педагоги, а сидеть в обычной школе - вредить развитию своего ребенка», «Ведь есть же специальные школы для таких детей».

Положительно относятся к совместному обучению особенных и обычных детей в одном классе массовой школы – 34% опрошенных родителей. Однако 52% из них не хотели бы, чтобы ребенок-инвалид был соседом по парте их сына или дочери, объясняя это тем, что здоровый ребенок будет отвлекаться на уроках, помогая соседу, отставать в учебе, а также возможным причинением физического вреда со стороны нездорового ученика.

Отрицательное отношение  к тому, чтобы инвалид был другом их ребенка, высказали 37% родителей первоклассников. Свое нежелание они объяснили опасением неадекватного поведения со стороны ребенка-инвалида, тревогой за эмоциональное состояние своего ребенка, тратой большего времени на общение, а также тем, что к их детям будет такое же предвзятое отношение со стороны окружающих, как и к детям-инвалидам.

Описывая свое отношение к детям с инвалидностью, подавляющее большинство респондентов назвали: «Жалость, сочувствие, сострадание».

67% опрошенных родителей, отвечая на вопрос «Может ли особый ребенок, учась в одном классе с вашим, быть ему чем-то полезным?» - ответили: «Да». Они считают, что больной ребенок в классе поможет остальным детям быть добрее, терпимее, отзывчивее, ответственнее, милосерднее.

Интересные ответы были получены на вопрос о том, детей с какими нарушениями здоровья возможно включать образовательный процесс массовой школы? 46% респондентов ответили, что это могут быть слабослышащие, слабовидящие и дети с речевыми нарушениями, 12% - с задержкой психического развития, и только 6% родителей считают возможным совместное обучение с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата, передвигающимися в  инвалидной  коляске. В отношении возможности совместного обучения с детьми, имеющими сложные нарушения – 92% родителей обычных детей ответили: «Считаю невозможным». Особенно удивило, что самое негативное отношение к введению инклюзии в конкретный класс высказали наиболее успешные и обеспеченные родители. 8 % респондентов планируют перевести своего ребенка в другую школу, если в классе появятся нездоровые ученики. Данные ответы подтверждают необходимость организации просветительской работы с родительской общественностью, позволяющей развеять опасения  и тревоги родителей, способствующей повышению их педагогической культуры и компетентности. Психологическое принятие инклюзии родительским сообществом, несомненно, одно из важнейших условий инклюзивного образования.

Особая роль в распространении идей инклюзии принадлежит администрации школы. Новый статус инклюзивной школы меняет уровень и вектор управления учебным заведением, наделяя администрацию большими полномочиями и ответственностью при создании особой образовательной среды, гарантирующей социальное развитие каждого ученика. Просвещенность лидера школы, его инклюзивная культура позволят собрать «матричную группу», состоящую из заинтересованных и активных специалистов и родителей, которые начнут первыми работу по изменению сознания ученического, педагогического и родительского сообществ, а также условий для распространения инклюзии в конкретной школе. Грамотная организация планомерной работы позволит школе стать современным образовательным учреждением с психологически безопасной средой и особой инклюзивной атмосферой.

Приняв мировую образовательную политику, российская школа приняла и основные ее требования – универсальность и общедоступность образования. Переход к инклюзивному образованию в России неизбежен. Следовательно, все трудности, стоящие на пути реализации педагогической инклюзии, нам предстоит преодолевать. Если мы хотим жить в цивилизованной стране с цивилизованным образованием, необходимо понимание того, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, а социализация ребёнка, вне зависимости от уровня его физического развития, — одна из главных задач современной школы.

 

Список литературы

1.     Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70183566/#friends#ixzz3sXAESi3Z

2.     Годовникова Л.В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 56.

3.     Козик А.Л. Международно-правовая  регламентация интеграционных процессов Белоруссии и  России: монография / А.Л. Козик. - Минск: МИТСО, 2007. [Текст] - С. 175-180