Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

 Приоритетная цель образования и развития современной конкурентоспособной, успешной личности определяется ростом общего и профессионального потенциала человека. При этом концепция непрерывного образования становится неотъемлемым компонентом на разных этапах жизнедеятельности и профессиональной подготовки. Постоянно растущие требования к личности педагога и его роли в учебно- воспитательном процессе порождают необходимость в прогнозах, которые ориентированы на разную временную перспективу и цели педагогической деятельности. Ряд исследований выявил снижение значимости непрерывного образования, как престижной ценности современного учителя. Вопрос о прогнозировании педагогической деятельности в условиях концепции непрерывного педагогического образования обстоятельно представлен в психолого-педагогической и методической литературе, различных дискуссиях и нормативно-правовых документах. Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что не учитываются его особенности, не ведется целенаправленная работа по преодолению неизбежно появляющихся трудностей на пути реализации. Так, доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании в Австрии – 89, 2 %, в Дании – 79, 9 %, Финляндии – 77, 3 %, Швеции – 71 %, Швейцарии – 68 %. В России этот показатель составляет около 10 % (И.С. Батракова) [1]

Разработка концепции непрерывного образования активизировалась в середине 1980-х годов и продолжается по настоящее время. Современная версия непрерывного образования предполагает переход учащихся и преподавателей в рефлексирующее состояние, отражающее способность поддержания контактов и коммуникаций. Система непрерывного образования обеспечивает развитие социальных, адаптивных и креативных возможностей человека на протяжении всей жизни посредством освоения новых профессиональных компетенций, что позволяет успешно адаптироваться к быстро меняющимся запросам рынка труда. Как отмечал А. Гидденс: «Несмотря на то, что учеба и приобретение конкретных навыков могут быть существенны для многих востребуемых сегодня профессий … развитие познавательной и эмоциональной компетентности – все-таки наиболее важно». (A. Giddens) [4]. Задачей профессиональных учебных учреждений становится формирование необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетентностей будущего универсального работника. В контексте модернизации современного педагогического образования необходимо достижение компромисса между направленностью на фундаментальность и ориентацией на компетентностный подход, поиск определенного баланса в реализации концепции непрерывного образования педагогических кадров в реальной практике.

Базовые компетентности напрямую связаны с инновационным циклом обучения: информационная состоит в умении искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; коммуникативная - в умении эффективно сотрудничать с другими людьми; самоорганизация - в умении ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; самообразование - в готовности конструировать и осуществлять собственный образовательный путь на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Чем выше мотивация образования, тем глубже осознание его ценности и тем быстрее перестраивается вся система целей и средств деятельности человека. Именно благодаря непрерывному образованию, человек остается в постоянном непосредственном взаимодействии с личностной и общественной культурой. Создаются условия для ценностного самоопределения, творческой самореализации, активности и самостоятельности выбора.

Мы изучили особенности мотивации педагогической деятельности студентов педагогических факультетов, личностные смыслы получаемой профессии учителя, прогнозирование их профессиональной деятельности в условиях непрерывного образования. В исследовании приняли участие 100 студентов (с 1 по 4 курс) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), которые получают профессию учителя иностранных языков, учителя биологии и географии, учителя начальных классов. В основу исследования легла методика Сильченковой Т.Н. «Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности» [3]

Данные исследования ориентации на продолжение педагогического образования показали, что большинство опрошенных студентов не рассматривают его как приоритетную жизненную ценность. На вопрос о продолжении педагогического образования или повышения квалификации, общая динамика ответов свидетельствует об отказе от такой возможности. Так, 39 человек заявили, что продолжение педагогического образования или повышения квалификации не входит в их планы (с превалирующим количеством студентов на четвертом курсе). Тем не менее, ряд студентов рассматривает возможность поступления в магистратуру по специальности (19 человек). Количество студентов, желающих стать учителем и повышать свою квалификацию на КПК составило 21. Некоторые из опрашиваемых указали, что им было бы интересно принимать участие в семинарах, конференциях по разным направлениям педагогического образования (11 человек).

При изучении познавательных запросов студентов, лидирующие позиции занимает сфера иностранных языков (рис.1). Тем не менее, большинство студентов полагают, что образование не может ограничиваться лишь одной конкретной областью знаний и потому, наиболее частыми вариантами ответов относительно других познавательных интересов были: художественно-эстетическая деятельность (28 человек); компьютерная грамотность (19 человек); национальная культура (17 человек) и гражданское образование (14 человек). Такие результаты позволяют прогнозировать необходимость внедрения интегрированной системы непрерывного педагогического образования, которая бы максимально охватывала различные сферы деятельности педагога, расширяя, тем самым, его кругозор, развивая творческий потенциал и конкурентоспособность.


Отмечается желание получить дополнительную профессию помимо педагогической по ряду причин: для большей гибкости на рынке труда и компетентности в разных областях; общество требует мобильности; для дополнительного заработка; не устраивает зарплата учителя; интересует другая сфера деятельности: журналистика, юриспруденция, туризм, переводчик, гостиничный бизнес, частное предпринимательство, международные отношения; самосовершенствование    личности и познание «неизведанного». Однако несколько человек заявляют, что их устраивает выбранный путь получения профессии учителя, обосновывая это своим сознательным, добровольным выбором, желанием и стремлением быть полезным обществу (рис.2)



Результаты проведенного исследования свидетельствуют о мотивации будущих учителей к образованию в течение всей жизни. По мнению респондентов необходимо создание такой системы непрерывного педагогического образования, которая бы расширяла кругозор, творческий потенциал, побуждала к активности и энергичности, самообразованию, учила быстро приспосабливаться к инновационным процессам в образовании, включала бы знания из других областей (юриспруденция, экономика, международные отношения, журналистика, туризм и т.п.), тем самым, делая выпускника более компетентным и трудоспособным; обладала практической значимостью и обеспечивала расширение границ трудоустройства. Система современного непрерывного педагогического образования должна отвечать требованиям интегрированности, максимального учёта традиций и тенденций развития российского образования как системы личностно-ориентированной, реализующей компетентностный подход.

 

Список литературы

 

1.        Батракова И.С. Становление ценностного отношения студентов к непрерывному образованию. / И.С. Батракова // Ценности и смыслы современного образования. – СПб., 2014. – С. 247-251.

2.        Горшков М.К. Непрерывное образование в контексте модернизации. / Горшков М.К., Ключарев Г.А.– М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.

3.        Сильченкова Т.Н. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т.Н. Сильченкова; Электрон.ст. - Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.: сайт. – URL: http://www.silchenkova.ru/motivi_vibira_ped_deat/index.html -, свободный. – Яз.рус. – (Дата обращения: 19.02.2018)

4.        Anthony Giddens, The Third Way: The renewal of social democracy. (Cambridge: Polity Press, 1998). – pp. 166.