24 марта 2018г.
Аннотация:
Статья содержит разработку проекта «Радость в дом и свет в мир», направленного на развитие профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей, на социализацию детей с ОВЗ и на поддержку их родителей. Проект включает в себя несколько этапов индивидуальной работы с детьми. Актуальность связана с развитием инклюзивного образования в России.
Ключевые слова:
Инклюзивное образование, интеграция, профессиональные компетенции, студенты педагогических направлений, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В современной практике общего образования «исключительные дети» с нарушениями в психофизическом развитии совсем не являются исключением из правил. Рост числа детей, нуждающихся в специальном подходе к обучению и воспитанию, позволяет педагогическому сообществу мобилизовать усилия в нахождении и реализации этого подхода. Инклюзивное образование в последние годы становится основным объектом изучения и развития, что подтверждается нормативными документами. Так, одним из разделов ФГОС НОО является программа коррекционной работы, которая должна обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Вопрос инклюзивного образования и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду изучается с начала XIX века, находит отражение в идеях И.Г. Песталоцци и других прогрессивных педагогов, однако до сих пор момент организации процесса совместного обучения вызывает затруднения. В связи с этим, возникает противоречие – с одной стороны, есть необходимость подготовки педагога к работе с детьми с ОВЗ (как на дому, так и в ситуации, когда ребенок обучается в общеобразовательной школе одновременно с другими детьми), с другой стороны, отсутствуют специальные программы, недостаточно разработаны и внедрены в практику обучения студентов педагогических направлений технологии взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Проект «Радость в дом и свет в мир», который мы планируем реализовать в стенах Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, в первую очередь направлен на развитие профессиональных и личностных компетенций студентов педагогических направлений в работе с детьми с ОВЗ.
Разработанный проект охватывает трёх субъектов целевой группы:
- детей с особыми образовательными потребностями;
- студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профилей подготовки «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Изобразительное искусство», «Психолого- педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»;
- родителей детей с ОВЗ.
Цель проекта: подготовка студентов педагогических направлений к работе с детьми с ОВЗ, а также их родителями через реализацию цикла мероприятий студенческого отряда волонтеров-ассистентов.
Задачи проекта:
– формирование сплочённого коллектива волонтёров-ассистентов, интеграция знаний и опыта студентов педагогических направлений, обучающихся по разным профилям.
– создание атмосферы сотрудничества между волонтёрами, родителями и детьми с ОВЗ.
– развитие профессиональных и личностных компетенций волонтёров-ассистентов.
– подготовка детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательном учреждении.
– помощь детям в социализации, нахождения своего «места» в обществе, во взаимодействии со сверстниками.
Реализация данного проекта предусматривает два основных этапа: «Радость в дом» и «Свет в мир»: Таблица 1 - Описание этапов проекта
Название этапа
|
Длительность
|
Содержание
|
Организационный
|
3-4 недели
|
формирование коллектива из студентов
направления подготовки «Педагогическое образование».
|
Подготовительный
(теоретический+ практический)
|
2 месяца
|
– изучение специальной литературы, поиск
методик, подходов работы с детьми с ОВЗ;
– посещение занятий педагогов, работающих с детьми, посещение мероприятий для людей с ОВЗ (КВН);
– организация и посещение мастер-классов от преподавателей по организации работы с детьми с ОВЗ;
– общие собрания (ЛИКБЕЗ).
|
1 этап реализации
(«радость в дом»)
|
6 месяцев
|
– выезд на дом к детям с ограниченными
возможностями здоровья;
– проведение мероприятий для детей и родителей согласно профилю подготовки в вузе.
|
2 этап реализации
(«свет в мир»)
|
6 месяцев
|
– сопровождение детей с ОВЗ на
мероприятиях, конференциях, собраниях;
– организация общих мероприятий (совместных «дел») воспитанниками для других детей.
|
Рефлексивный
|
На каждом этапе
|
– встречи волонтеров-ассистентов;
– проведение бесед рефлексивного характера с родителями.
|
Первый этап реализации проекта представляет собой организацию собраний студентов, кураторов и родителей, заинтересованных в развитии своего ребёнка с ОВЗ. Данные дискуссии смогут способствовать составлению индивидуальной программы для каждого ребёнка, учитывающей его возможности, характерные качества и желания. В ходе этого каждому ребёнку осуществляется подбор определённого состава студентов некоторых педагогических направлений.
Распределение обязанностей среди студентов разных профилей:
1. Начальное образование – проведение развивающих игр, помощь в подготовке домашних заданий, подготовка к школе.
2. Дошкольное образование – проведение игр, совместное чтение детской литературы.
3. Изобразительное искусство – развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методик рисования, развитие воображения посредством образов.
4. Психолого-педагогическое образование – проведение бесед на определённые темы (природа, мир, добро, дружба, семья, «Я»).
5. Специальное (дефектологическое) образование – развитие речи и мышления.
Впоследствии студентами организовывается выезд на дом к детям с ограниченными возможностями здоровья. В ходе организации образовательного процесса студенты используют игровые, иллюстрационные, диалоговые и другие методы. К показателям, способствующим эффективной интеграции, относятся: уровень психического и речевого развития, соответствующей возрастной норме или близкой к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом, необходимой для обучения в школе; психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению; выявление и дальнейшая направленность на развитие талантов и способностей у ребёнка.
На втором этапе реализации проекта начинается осуществление интеграции проблемных детей во внеучебную деятельность с учётом развития каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него долю интеграции. Выбирается одна из данных моделей. Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную коррекционную помощь студентов-педагогов и кураторов. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, ещё не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (на вторую половину, на отдельные занятия). Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже одного-двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного уровня, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.
Далее на основе анализа поведения ребёнка в той или иной ситуации студентами и педагогом – куратором производится корректировка работы с воспитанником.
Таблица 2 - Ожидаемые результаты от реализации проекта
Субъект педагогической
деятельности
|
Ожидаемые результаты
|
Ученик
|
– расширяется кругозор;
– формируется уверенность в себе, целеустремлённость;
– развиваются коммуникативные навыки;
– ученик находит своё любимое дело из предложенных педагогами, что влияет на профориентацию.
|
Волонтёр-ассистент
|
– опыт работы с детьми с ОВЗ;
– опыт работы в команде;
– развивается эмоционально-чувственная сфера;
– формируются профессиональные компетенции;
– развивается гибкость в общении.
|
Родитель
|
– вера в своего ребёнка;
– ощущение поддержки со стороны общества.
|
Данный проект позволяет студентам развить профессиональные компетенции в работе с детьми с ОВЗ, детям с особыми образовательными потребностями найти «своё место» в обществе, родителям – источник мотивации в развитии себя и своего ребёнка. Проект «Радость в дом и свет в мир» также может быть использован в рамках внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной учреждения и организаций дополнительного образования.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014.
2. Дмитриев, А.А. Интегрированное (инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы: учеб. пособие [Текст] / А.А. Дмитриев. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 300 с.
3. Красило, А.И., Новгородцева, А.П. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации [Текст] / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. – М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2016. – 186 с.