Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.
Аннотация:

Статья содержит разработку проекта «Радость в дом и свет в мир», направленного на развитие профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей, на социализацию детей с ОВЗ и на поддержку их родителей. Проект включает в себя несколько этапов индивидуальной работы с детьми. Актуальность связана с развитием инклюзивного образования в России.

Ключевые слова:

Инклюзивное образование, интеграция, профессиональные компетенции, студенты педагогических направлений, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В современной практике общего образования «исключительные дети» с нарушениями в психофизическом развитии совсем не являются исключением из правил. Рост числа детей, нуждающихся в специальном подходе к обучению и воспитанию, позволяет педагогическому сообществу мобилизовать усилия в нахождении и реализации этого подхода. Инклюзивное образование в последние годы становится основным объектом изучения и развития, что подтверждается нормативными документами. Так, одним из разделов ФГОС НОО является программа коррекционной работы, которая должна обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Вопрос инклюзивного образования и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду изучается с начала XIX века, находит отражение в идеях И.Г. Песталоцци и других прогрессивных педагогов, однако до сих пор момент организации процесса совместного обучения вызывает затруднения. В связи с этим, возникает противоречие – с одной стороны, есть необходимость подготовки педагога к работе с детьми с ОВЗ (как на дому, так и в ситуации, когда ребенок обучается в общеобразовательной школе одновременно с другими детьми), с другой стороны, отсутствуют специальные программы, недостаточно разработаны и внедрены в практику обучения студентов педагогических направлений технологии взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Проект «Радость в дом и свет в мир», который мы планируем реализовать в стенах Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, в первую очередь направлен на развитие профессиональных и личностных компетенций студентов педагогических направлений в работе с детьми с ОВЗ.

Разработанный проект охватывает трёх субъектов целевой группы:

-         детей с особыми образовательными потребностями;

-       студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профилей подготовки «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Изобразительное искусство», «Психолого- педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»;

-        родителей детей с ОВЗ.

Цель проекта: подготовка студентов педагогических направлений к работе с детьми с ОВЗ, а также их родителями через реализацию цикла мероприятий студенческого отряда волонтеров-ассистентов.

Задачи проекта:

–                    формирование сплочённого коллектива волонтёров-ассистентов, интеграция знаний и опыта студентов педагогических направлений, обучающихся по разным профилям.

–                    создание атмосферы сотрудничества между волонтёрами, родителями и детьми с ОВЗ.

–                    развитие профессиональных и личностных компетенций волонтёров-ассистентов.

–                    подготовка детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательном учреждении.

–                    помощь детям в социализации, нахождения своего «места» в обществе, во взаимодействии со сверстниками.

Реализация данного проекта предусматривает два основных этапа: «Радость в дом» и «Свет в мир»: Таблица 1 - Описание этапов проекта

Название этапа

Длительность

Содержание

Организационный

3-4 недели

формирование        коллектива        из        студентов

направления подготовки «Педагогическое образование».

Подготовительный

(теоретический+ практический)

2 месяца

–                    изучение специальной литературы, поиск

методик, подходов работы с детьми с ОВЗ;

–                    посещение занятий педагогов, работающих с детьми, посещение мероприятий для людей с ОВЗ (КВН);

–                    организация и посещение мастер-классов от преподавателей по организации работы с детьми с ОВЗ;

–                    общие собрания (ЛИКБЕЗ).

1       этап      реализации

(«радость в дом»)

6 месяцев

–                    выезд на дом к детям с ограниченными

возможностями здоровья;

–                    проведение      мероприятий для детей и родителей согласно профилю подготовки в вузе.

2       этап      реализации

(«свет в мир»)

6 месяцев

–                    сопровождение      детей      с       ОВЗ       на

мероприятиях, конференциях, собраниях;

–                    организация             общих       мероприятий (совместных «дел») воспитанниками для других детей.

Рефлексивный

На каждом этапе

–                    встречи волонтеров-ассистентов;

–                    проведение          бесед          рефлексивного характера с родителями.




Первый этап реализации проекта представляет собой организацию собраний студентов, кураторов и родителей, заинтересованных в развитии своего ребёнка с ОВЗ. Данные дискуссии смогут способствовать составлению индивидуальной программы для каждого ребёнка, учитывающей его возможности, характерные качества и желания. В ходе этого каждому ребёнку осуществляется подбор определённого состава студентов некоторых педагогических направлений.

Распределение обязанностей среди студентов разных профилей:

1.                   Начальное образование – проведение развивающих игр, помощь в подготовке домашних заданий, подготовка к школе.

2.                   Дошкольное образование – проведение игр, совместное чтение детской литературы.

3.                   Изобразительное искусство – развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методик рисования, развитие воображения посредством образов.

4.                   Психолого-педагогическое образование – проведение бесед на определённые темы (природа, мир, добро, дружба, семья, «Я»).

5.                   Специальное (дефектологическое) образование – развитие речи и мышления.

Впоследствии студентами организовывается выезд на дом к детям с ограниченными возможностями здоровья. В ходе организации образовательного процесса студенты используют игровые, иллюстрационные, диалоговые и другие методы. К показателям, способствующим эффективной интеграции, относятся: уровень психического и речевого развития, соответствующей возрастной норме или близкой к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом, необходимой для обучения в школе; психологическая готовность ребёнка к интегрированному обучению; выявление и дальнейшая направленность на развитие талантов и способностей у ребёнка.

На втором этапе реализации проекта начинается осуществление интеграции проблемных детей во внеучебную деятельность с учётом развития каждого ребёнка, выбирая полезную и возможную для него долю интеграции. Выбирается одна из данных моделей. Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную коррекционную помощь студентов-педагогов и кураторов. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, ещё не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (на вторую половину, на отдельные занятия). Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже одного-двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного уровня, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Далее на основе анализа поведения ребёнка в той или иной ситуации студентами и педагогом – куратором производится корректировка работы с воспитанником.

Таблица 2 - Ожидаемые результаты от реализации проекта

 

Субъект         педагогической

деятельности

Ожидаемые результаты

Ученик

–                    расширяется кругозор;

–                    формируется уверенность в себе, целеустремлённость;

–                    развиваются коммуникативные навыки;

–                    ученик находит своё любимое дело из предложенных педагогами, что влияет на профориентацию.

Волонтёр-ассистент

–                    опыт работы с детьми с ОВЗ;

–                    опыт работы в команде;

–                    развивается эмоционально-чувственная сфера;

–                    формируются профессиональные компетенции;

–                    развивается гибкость в общении.

Родитель

–                    вера в своего ребёнка;

–                    ощущение поддержки со стороны общества.

 

Данный проект позволяет студентам развить профессиональные компетенции в работе с детьми с ОВЗ, детям с особыми образовательными потребностями найти «своё место» в обществе, родителям – источник мотивации в развитии себя и своего ребёнка. Проект «Радость в дом и свет в мир» также может быть использован в рамках внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной учреждения и организаций дополнительного образования.

 

Список литературы

 

1.                   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014.

2.                   Дмитриев, А.А. Интегрированное (инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы: учеб. пособие [Текст] / А.А. Дмитриев. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 300 с.

3.                   Красило, А.И., Новгородцева, А.П. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации [Текст] / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. – М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2016. – 186 с.