Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ – АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Комплексная модернизация системы образования в Российской Федерации под влиянием процессов стандартизации, демократизации и индивидуализации оказала влияние и на деятельность дошкольных образовательных учреждений. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. Одной из основных ее характеристик также является диверсификация – разнообразие видов и форм образовательных организаций и услуг, предоставляемых в них, в целях удовлетворения запросов субъектов образовательных отношений.

Одной из актуальных вариативных форм стала семейная дошкольная группа, организованная на базе детского сада. В отличие от других форм дошкольного образования семейные группы имеют несколько особенностей и главная из них - дети получают дошкольное образование в привычной для них домашней обстановке, в разновозрастной и малочисленной группе. Семейные дошкольные группы организуются для многодетных семей, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, и, как правило (но не всегда), располагаются по месту проживания данных семей. Основной целью создания семейных групп в детских садах является социально-экономическая поддержка многодетных семей; укрепление семьи как общественного воспитательного института; обеспечение педагогического сопровождения и поддержки развития каждого ребенка на основе реализации образовательной программы дошкольного образования и предоставление детям в преддверии школы равного старта, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Первоочередная задача при организации семейной дошкольной группы - поиск эффективных путей обеспечения своевременного развития воспитанников и успешного освоения ими образовательной программы. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: Как организовать жизнедеятельность детей и образовательный процесс внутри «жизни семьи»? Как сделать предметную и игровую среду развивающей одновременно для дошкольников и детей постарше? Как обеспечить развитие познавательной самостоятельности дошкольников, когда мама часто не имеет возможности уделить им достаточного времени, выполняя то домашние дела, то ухаживая за самыми младшими детьми в семье? Как правильно организовать взаимодействие мамы со своими детьми в тот момент, когда она - воспитатель? Решить эти задачи невозможно без проведения соответствующего научного исследования, результаты которого позволили бы избежать (полностью или частично) выявленных проблем. Поэтому в 2014 году мы начали работу по целенаправленному изучению особенностей функционирования семейных дошкольных групп в России.

С какими же трудностями, связанными с осуществлением образовательной деятельности, можно столкнуться при организации работы семейной группы в квартире многодетной семьи? Как видим, проблем достаточно много, поэтому остановимся на рассмотрении трех из них. Первая трудность связана с организацией образовательного пространства для детей дошкольного возраста в квартире многодетной семьи. Типичными характеристиками пространства квартиры (дома) многодетной семьи являются: отсутствие у детей личного пространства; общее для всех детей, не учитывающее возрастные особенности, место для хранения игрушек и материалов для продуктивной деятельности (в связи с экономией места); локализация игрового пространства ограничивает возможности детей для проявления двигательной активности. В такой среде дошкольники не могут осуществлять все виды деятельности, характерные для их возраста. Важной задачей при организации семейной группы в квартире многодетной семьи становится превращение имеющейся пространственной среды в «развивающую», которая предполагает: комфортность и безопасность; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения; функциональность. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (центрирования), достичь которого возможно при использовании разнообразных «маркеров» пространства: ширм, знаков и символов, подвижных перегородок и пр. Это позволит детям, не мешая друг другу, исходя из своих интересов, свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, продуктивной, игровой, экспериментированием и др. Возможен следующий подход к организации среды семейной группы, представленный в работах М.Н. Поляковой: организация центра сюжетно-ролевой игры; центра грамотности, включающего детскую литературу и дидактические игры для развития речи; центра науки, состоящего из уголка природы и места для проведения опытов и экспериментов; центра строительно-конструктивных игр, центра математики (игротека); центра искусства. Дополнительно в квартире (доме) следует предусмотреть возможность установки спортивного комплекса и место для уединения детей.

Другой важной проблемой семейных групп является организация режима дня. Нет сомнений в том, что в семейных группах образовательный день начинается не так, как в традиционных. Встав пораньше, мама-воспитатель сначала кормит младенцев, затем провожает старших детей в школу, а взрослых членов семьи – на работу, и лишь потом приступает к профессиональным обязанностям воспитателя, регулярно отвлекаясь на дела по дому, уходу за малышами, приготовлению пищи и др. В череде забот маме- воспитателю порой не хватает времени на организацию для дошкольников утренней гимнастики и полноценных прогулок, соблюдение режима сна и бодрствования, времени для организации образовательных ситуаций... Конечно, режим дня в семейной группе невозможно организовать так, как в традиционной, - он должен быть более гибким и вариативным, но при этом при его составлении необходимо четко руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.1.3147-13 для дошкольных групп, действующих в жилых помещениях. Более подробно перечень законодательных и нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми регламентируется деятельность семейных дошкольных групп в Российской Федерации, рассмотрен в нашей предыдущей публикации.

При организации семейной группы необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности всех детей (в том числе младенцев, школьников и более старших детей), проживающих в данной семье, а также особенности их взаимоотношений. В семейных группах старшие дети воспитателя могут принимать участие в реализации образовательной программы вместо мамы. Это - уникальная возможность для мамы выполнить неотложные домашние дела, а для детей – организовать межпоколенное общение и с интересом провести время. Малыши, участвуя в совместной со старшими деятельности и подражая им, быстро научаются и впоследствии сами становятся наставниками для подрастающих детей. Старшие дети исполняют роль «умелого взрослого», способного объяснить, научить и помочь. Не следует забывать, что старшие дети не обладают педагогическими компетенциями, поэтому в целях реализации образовательных задач воспитателю необходимо осуществлять педагогическое сопровождение такого взаимодействия и, при необходимости, педагогическую поддержку. Было бы правильно задуматься и о воспитательной роли отца и других взрослых членов семьи, которые могут находиться дома в ходе осуществления мамой-воспитателем образовательного процесса. Это станет задачей следующего этапа нашего исследования. Разумеется, предвидение и профессиональный поиск решения выявленных проблем является важнейшим на старте открытия семейной группы в квартире многодетной семьи.

Между тем, уклад жизни многодетной семьи имеет ряд уникальных возможностей для развития дошкольника. В семье ее члены объединены не только родственными, но и дружескими связями на основе общности интересов, взаимной симпатии, заботе, ответственности, а также семейных традициях. При организации семейной группы важно сохранить и не отказываться от традиций многодетной семьи, семейных праздников, «домашних дел» для детей, заботы старших детей о младших, организации приема пищи по принципу «семейного стола», ухода за домашними животными (при их наличии).

В современной отечественной педагогике интерес к семейным группам при детских садах растет и приобретает особое звучание в связи с ростом количества детей и родителей, недовольных качеством традиционного дошкольного образования и, в целом, ситуацией в государственных детских садах, поэтому родители все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения. При этом организация семейных групп – крайне трудоемкий процесс, требующий от мам-воспитателей и руководителей детских садов не только управленческих решений и педагогических знаний, но и творческих нестандартных решений в интересах развития дошкольников.

 

Список литературы

 

1.   Алямовская В.Г., Воробьева Н. В. Неразлучная семейка: об организации в детском саду группы детей, состоящих в родственных отношениях // Детский сад: теория и практика. – 2017. - №1.- С. 90- 105

2.      Вершинина Н.А., Лагутина Ю.В. Нормативно-правовые основы домашнего дошкольного обучения и воспитания в современной России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. - №1. – С. 46-56

3.     Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.