Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

В связи с появлением новых знаний и разработок в области методологии общественных наук, а также усилением требований клиентов коммерческих и государственных организаций к качеству анализа данных социологических исследований и их валидности, среди теоретиков и практиков актуализируется потребность соответствовать современным рыночным тенденциям и умение применять на практике методологические знания социологической науки. «От того, насколько адекватно социолог-исследователь владеет методологией и методикой эмпирического исследования напрямую зависит и объективность, научная значимость получаемых им результатов». [1, с. 5]

Среди качественных методов социологического исследования ученые акцентируют метод фокус- групп, или групповое глубокое интервью. «В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей)».[2, с. 1]

Несмотря на развитие научной мысли, на сегодняшний день существует разрыв между теоретическими знаниями и практической составляющей. Большинство выпускников ВУЗов не имеют достаточных практических навыков владения современными методами качественного исследования в социологии и анализом, что способствует появлению сложностей при трудоустройстве и адаптации на рынке труда, так как современные работодатели предпочитают сотрудников с опытом работы, а не с «теоретической подготовкой».

В связи с изложенным выше, в своей работе со студентами-социологами на практических занятиях по дисциплине «Методология и методы социологического исследования» мы пристальное внимание уделяем анализу прикладных исследований, формированию практических навыков. Для достоверности и эффективности обучающего процесса в качестве примера используются коммерческие заказы, реализованные нами на практике с помощью качественной методологии социологических исследований. Так, студентам выдается задание применить методологию качественных исследований в социологии в сегменте недвижимости. Студенты делятся на 2 группы: 1 группа – является представителем заказчика исследования, вторая – командой социологов-исследователей. Учащимся 1 группы (заказчики) предлагается разработать цели, задачи проекта и предложить свое видение реализации проекта (предварительные методы качественных исследований) и аргументировать дизайн проекта. Студентам 2 группы (исполнители) – дается задание доработать и согласовать цели и задачи исследования, определить методы качественных исследований, предложить дизайн и географию проекта, которые в кратчайшие сроки позволили бы достичь эффективного практического результата и помочь заказчику исследования достичь бизнес-целей проекта.

Для усиления эффекта интеграции в подготовке социологов к будущей трудовой деятельности со студентами, начиная со 2 курса обучения, рассчитывается смета проекта (с помощью преподавателя), в которую включаются цены, реально существующие на рынке и транслируемые компаниями, занимающимися социологическими и маркетинговыми исследованиями.

После выполнения задания студенты делают сравнительный анализ полученных результатов с выполненным нами ранее коммерческим заказом (по причинам конфиденциальности информации и соглашении о неразглашении бренд заказчика исследования не указывается). На последующих этапах практических занятий и интерактивных семинарах тщательно анализируется методология качественного исследования, гипотезы и аналитические выводы, к которым пришли студенты. Методология дополняется и расширяется, студенты учатся аргументировать полученные выводы и разрабатывать рекомендации – наиболее важную часть аналитической подготовки социологов-практиков.

В социологической практике методология исследования ровно так же, как и дизайн (включающий географию) разрабатывается специалистом- социологом исходя из основных целей и задач, которые ставит коммерческий заказчик. В данном случае, основной целью исследования являлось выявление предпочтений потенциальных покупателей (в категории «встроенные кухни») жилых комплексов застройщика, попадающего в сегмент рынка жилья «комфорт класса».

В связи с поставленной целью в студенческих группах были разработаны основные задачи исследования, а именно:

ü     понять основные драйверы и барьеры к покупке встроенной кухни у застройщика; исследовать ценовые предпочтения на покупку встроенной кухни и планируемый бюджет в зависимости от комнатности квартиры;

ü     выявить предпочтения и ожидания покупателей от категории встроенная кухня по следующим критериям: кухонный гарнитур (тип материала, состав (шкафы, полки), фурнитура, цена); бытовая техника (состав, брендированость vs. no-name, цена); дизайн (стиль и тон), цена встроенной кухни в 1,2,3,4-х комнатных квартирах;

ü     проанализировать предпочтения и требования покупателей к встроенным кухням (по 4-м стилям базовой отделки) для 1,2,3,4-х комнатных квартир.

При разработке дизайна исследования и определения географии проекта учитывался следующий факт – локация объекта, что и определило выбор проведения исследования именно в г. Москва. Основные квоты исследования на фокус-группы были определены исходя из комнатности квартир и материальных возможностей потенциальных покупателей встроенных кухонь, при этом являющихся реальными покупателями квартиры данного застройщика.

На этапе разработки дизайна исследования и выявления основных параметров отбора участников крайне важно для социолога не ошибиться при определении основных квот исследования – критериев отбора. Квоты, как правило, делятся на общие – обязательные для всех респондентов (например, не участие в фокус-группах за последние 6 месяцев), основные – включающие главные параметры исследования – факт покупки квартиры у данного застройщика и дополнительные квоты - второстепенные, например, потенциальная готовность в будущем совершить покупку предмета (являющегося главной целью исследования).

Пример ниже, разработанных квот. Основная квота исследования: все респонденты (участники фокус-групп) – купили 1,2,3,4 –х комнатную квартиру в ЖК застройщика (клиента – заказчика исследования). Дополнительная квота исследования: все респонденты не отвергают для себя возможность покупки встроенной кухни «под ключ» у застройщика.

В результате серии практических занятий, было проведено моделирование ситуаций модерирования фокус-групповых дискуссий по данному предмету и последующий разбор и анализ ошибок. Предварительно студенты разрабатывали гайд – сценарий проведения фокус-группы и скринер – анкету с основными квотами для отбора участников на группы. Полученные данные были сопоставлены с предварительными гипотезами исследования и проанализированы на примере реализованного коммерческого проекта методом социологического исследования.

В процессе проведенного (под руководством преподавателя) совместного анализа проекта, студенты пришли к выводу, что результатом социологического исследования и применения современных методов качественного исследования должен быть не описательный, а аналитический анализ – синтез основных выводов и рекомендаций, несущих заказчику исследования практическую инструкцию к действию.

Практический пример (фрагмент аналитического коммерческого отчета) основных выводов и рекомендаций для заказчика представлен в таблице.

 

 

·                   ИДЕЯ ПОКУПКИ ВСТРОЕННОЙ КУХНИ У ЗАСТРОЙЩИКА НРАВИТСЯ ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИР

 

·                   ВЫВОДЫ

 

·                   РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Бренд кухонного гарнитура не важен покупателям, важно качество и долговечность основного материала и фурнитуры. Потребители готовы рассматривать бренд no-name для покупки со скидкой 30 %.

Бренд бытовой техники очень важен респондентам, no-name не купят даже со скидкой 30 %.

Прежде, чем принимать решение о покупке и заказе бытовой техники и кухонного гарнитура, все покупатели осуществляют мониторинг ценовых предложений по интернету и в обычных магазинах.

 

С целью заинтересовать потенциальных покупателей, заказчику рекомендуется предлагать владельцам квартир возможность индивидуального проекта встроенной кухни и максимальный выбор по цвету и типу материала кухонного гарнитура, а также брендам бытовой техники.

Рекомендуется предложить 2 опции от застройщика по цене дешевле среднерыночной на 15-20 (%):

Опция 1:небрендированный кухонный гарнитур без бытовой техники, хорошего качества и с гарантией от 5-ти лет;

Опция 2: встроенная кухня «под ключ» (кухонный гарнитур и бытовая техника), для кухонного гарнитура возможен бренд no-name, для бытовой техники обязательно известные бренды, которые вызывают доверие: Bosh, Liebherr, Miele, Samsung, Ariston, Indesit, Gorenje.



Список литературы

 

1.        Байрамов, В.Д. Методология и методы социологического исследования: учебное пособие/ В.Д. Байрамов, Е.М. Куликов, Е.О. Кубякин, Д.С. Райдугин; под общей ред. д-ра социол. наук, проф. В.Д. Байрамова. – М.: МГГЭУ, 2016. – 250 с.

2.        Белановский, С.А. Метод фокус-групп. – М.: Издательство «Магистр», 1996.-272 с.