Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Проблеме мотивации обучения школьников посвящены исследования А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др. Д.Б. Элькониным была разработана теория учебной деятельности, в основу которой был положен культурно-исторический подход Л.С. Выготского - в нем процессу обучения была отведена ключевая роль в психическом развитии ребенка. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина позволила по-новому взглянуть на проблему школьной мотивации и открыть новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.

Виханский О.С. считает: «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [1]. Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. И.А. Зимняя определяет учебную мотивацию как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность [3, С. 102].

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на реализацию учебной деятельности, это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. (1)

Целью исследования является изучение психологических особенностей учебной мотивации школьников разного пола в общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования - учебная мотивация школьников.

Предмет исследования - половые различия учебной мотивации школьников. Гипотезы исследования:

1. Уровень учебной мотивации девочек выше уровня учебной мотивации мальчиков.

2. Тип общеобразовательного учреждения влияет на особенности учебной мотивации школьников. Исследование было проведено в МОУ общеобразовательной школе № 59    г. Ярославля, в МОУ «Санаторная школа-интернат № 6» города Ярославля. Испытуемыми стали ученики 4, 7, 9-10 классов.

Объем выборки - 112 человек, из которых 44 ученика школы-интерната (21 девочка, 23 мальчика) и 68 учеников общеобразовательной школы № 59 (37 девочек, 31 мальчик). Все активно принимали участие в исследовании, дети были заинтересованы в результатах проведенных методик.

Для изучения мотивов учебной деятельности учащихся были использованы следующих психодиагностические методики: «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (4 класс). М.Р. Гинзбург; «Изучение мотивации учения подростков» (7, 9-10 класс) М. Лукьяновой.

Описание результатов исследования.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.

Прежде всего, решалась задача оценки различий в мотивации учения детей, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Так, было установлено, что в 4 классе статистически значимые различия были выявлены:

-    для учащихся общеобразовательной школы, более значимыми являются учебная (p≤0,05) и социальная мотивация (p≤0,01),

-      для учащихся школы-интерната более значимым является позиционный мотив учебной деятельности. При этом позиционная мотивация имеет наиболее высокие значения для учащихся обоих типов учебных заведений, однако у учащихся интерната она статистически значимо выше (p≤0,01).

В 7 классе в уровне значимости отдельных мотивов обучения происходят заметные изменения:

-   для учащихся общеобразовательной школы статистически значимо более выраженными являются придание личностного смысла учения (p≤0,05), целеполагание (p≤0,05), учебная (p≤0,01), позиционная (p≤0,05) и игровая (p≤0,01) мотивация;

-     у учащихся интерната статистически значимо более выраженными являются два мотива - социальный (p≤0,05) и оценочный (p≤0,05). Стоит также отметить, что несмотря на обнаруженные различия, для учащихся обоих типов учебных заведений по-прежнему наиболее значимым является позиционный мотив (но он выше в общеобразовательной школе), также высокие результаты обнаружены в отношении значимости личностного смысла обучения (выше в общеобразовательной школе) и целеполагания (выше в общеобразовательной школе).

Также важно отметить, что значимость учебного и социального мотива для учащихся обоих типов учебных заведений является менее выраженный.

При переходе в старшую школу нами также были установлены значительные изменения как в содержании мотивации, так и в значимости отдельных мотивов для учащихся разных типов учебных заведений. Так, было установлено следующее:

-     для учащихся общеобразовательной школы наиболее значимыми мотивами в сравнении с учащимися интерната являются личностный смысл обучения (p≤0,05), позиционный (p≤0,05) и игровой (p≤0,01) мотив. Различия между учащимися разных типов учреждений являются статистически значимыми.

-      для учащихся интерната существенно возрастает значимость целеполагания в учебной деятельности (она выше, чем для учащихся общеобразовательной школе - p≤0,01), выше значимость социальной мотивации (p≤0,05), оценочного мотива (p≤0,05), а также внешней по отношению к обучению мотивации (p≤0,05). Помимо установленных различий важно обратить внимание на то, что в структуре мотивации для учащихся обоих типов учреждений наиболее выраженными являются три типа мотивов - личностный смысл, целеполагание и позиционная мотивация.

Таким образом, нами было установлено, что мотивация учебной деятельности на протяжении обучения в начальной, основной и старшей школе имеет как общие, так и специфические для обучающихся разных типов учреждений особенности. Учитывая особенности организации учебного процесса, психологические особенности самих обучающихся можно говорить о том, что различия в уровне выраженности отдельных мотивов определяются типом образовательного учреждения.

Помимо полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у обучающихся разного пола. Здесь интерес вызывает сравнение не только обучающихся одного образовательного учреждения, но и разных типов учреждений. В ходе проведенного анализа были получены следующие результаты.

1.    Анализ мотивации 4-классников показал, что девочки и мальчики обладают разным уровнем значимости отдельных мотивов обучения. Так, в школе-интернате для девочек статистически значимо более выраженной является позиционная мотивация (p≤0,001). При этом и в общеобразовательной школе позиционный мотив является более значимым для девочек (p≤0,01). Другие исследуемые мотивы либо не имеют статистически значимых различий между мальчиками и девочками, либо наиболее значимы только для мальчиков. К последним стоит отнести социальный мотив обучения - он более значимым для мальчиков как в школе-интернате (p≤0,05), так и в общеобразовательной школе (p≤0,05). Таким образом, мы видим, что в конце младшего школьного возраста различия в уровне выраженности мотивов учебной деятельности определяются не столько полом обучающихся, сколько типом образовательного учреждения.

2. Результаты исследования мотивации детей разного пола в 7 классе показали следующее. Если в 4- ом классе половые различия между детьми, обучающимися в разных типах учреждений были незначительными, то в 7-ом такие различия становятся более заметными. Так, наиболее выраженными различия между девочками и мальчиками являются в школе-интернате - по пяти мотивам учебной деятельности различия между ними являются статистически значимыми. Для мальчиков в интернате более значимыми являются нахождение личностного смысла в обучении (p≤0,05), целеполагание (p≤0,05) и игровой мотив (p≤0,01); для девочек более значимыми являются учебный (p≤0,05) и позиционный (p≤0,01) мотив. Отметим, что при этом значимость учебного мотива для мальчиков практически сведена к нулю.

В сравнении с интернатом в общеобразовательной школе половые различия в мотивации учебной деятельности являются менее заметными. Значимость лишь трех мотивов (целеполагание, учебный, позиционный - p≤0,05) является более высокой для девочек в общеобразовательной школе. В отношении других мотивов статистически значимые половые различия не существенны.

3.   Ситуация в сравнении с обучением в 7 классе заметно меняется в 9 классе - при переходе из основной в среднюю школу. Так, в школе интернате по-прежнему сохраняется достаточно большой спектр мотивов, по-разному значимых для девочек и мальчиков. Для мальчиков в интернате сохраняет высокую значимость нахождение личностного смысла в обучении, целеполагание и игровой мотив. При этом значимость внешней мотивации для девочек практически исчезает, тогда как у мальчиков такой тип мотивации сохраняется.

За два года обучения в общеобразовательной школе увеличивается количество мотивов, по-разному значимых для девочек и мальчиков. Наиболее значимыми мотивами для мальчиков являются те мотивы, которые также наиболее значимы для мальчиков, обучающихся в интернате - личностный смысл обучения (p≤0,01), целеполагание (p≤0,05) и игровой мотив (p≤0,01). Для девочек в общеобразовательной школе больше, чем для мальчиков значимы учебный и оценочный мотив. При этом различия по значимости учебного мотива являются статистически значимыми (p≤0,001). Таким образом, к концу обучения в школе (и в интернате, и в общеобразовательной школе) различия в мотивации обучения между мальчиками и девочками становятся более заметными. При этом если для девочек в обоих типах образовательных учреждений учебная мотивация является более значимой, то для мальчиков характерно большее разнообразие высоко выраженных в сравнении с девочками мотивов.

Выводы:

Обобщая результаты проведенного исследования, отметим следующее. Специфика содержания и уровень значимости мотивов учебной деятельности определяются как типом образовательного учреждения, так и половыми особенностями обучающихся. Нельзя говорить, что в том или ином типе образовательного учреждения мотивация учебной деятельности выше или ниже. Для каждого типа учреждений характерно более высокая значимость отдельных мотивов.

Помимо этого нами было установлено, что фактор половых различий в мотивации учебной деятельности не является постоянно присутствующим в обучении. Лишь к концу обучения в школе (и в интернате, и в общеобразовательной школе) различия между мальчиками и девочками становятся наиболее существенными. При этом можно говорить о том, что для девочек в обоих типах учебных заведений более приоритетным является мотивация учения, тогда как для мальчиков это прежде всего значимость целеполагания и игровая мотивация учебной деятельности.

 

Список литературы

 

1.    Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высшая школа, 2009. – с.528

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

3.   Зимняя И. А Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

4.    Камакина О.Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей: автореф дис…канд.псих.наук. Ярославль, 2010 г.

5. Карпова, Е.В. Теории мотивации [Текст] / Е.В. Карпова //Общая психология: Учебник для вузов.-М.:Гардарики,2002.- С.193-195.- 0,2 п. л.

6.    Карпова, Е.В. Потребность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности [Текст] / Е.В. Карпова // Общая психология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2002.-С.195-201-0,4 п. л.

7. Кумбс Ф. Мотиватор / Перевод с англ. - М.: ГИППО (HIPPO), 2006. - 306 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с. 3