Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Введение         Федерального    государственного    образовательного    стандарта   основного     общего образования актуализировало проблему поиска новых подходов к организации, построению и реализации внеурочной деятельности в школе. В современной российской школе внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, которая реализуется в основной образовательной программе наряду с урочной деятельностью и позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.

Богатыми возможностями в организации внеурочной деятельности в школе обладают современные интерактивные образовательные технологии, которые представляют собой процесс, основанный на системе взаимодействия учащихся между собой и с учителем. В рамках данного взаимодействия осуществляется активная поисковая познавательная деятельность. Учитель в данной работе не является источником знаний, а выступает в роли консультанта и модератора. Учащиеся сами строят алгоритм действий, направленный на достижение конечного результата, сами распределяют роли и зоны ответственности всех участников учебного процесса. Среди большого разнообразия интерактивных образовательных технологий в организации современного образовательного процесса особого внимания заслуживает технология образовательного веб-квеста.

Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен профессором образовательных технологий университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Автор разработал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. В своей статье «Размышления по поводу веб-квестов» Берни Додж рассматривает веб- квест как деятельность по поиску информации частично или полностью в Интернет-источниках, иногда дополняемую видеоконференцсвязью. Веб-квесты могут охватить как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными. (1, с. 98)

В современной педагогической литературе веб-квест рассматривается как многоаспектное понятие: как организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности с использование возможностей Интернета; как инновационный способ организации самостоятельной работы учащихся: как дидактическая модель осмысления, толкования рациональной работы с персональным компьютером и информационными ресурсами Интернета, служащая в качестве способа активации учебной деятельности; как веб-проект, при котором вся или часть информации, с которой работают учащиеся, находится на различный веб-сайтах; как созданный педагогом или учащимися сценарий проектной деятельности по различным актуальным (интересным для обсуждения, острым, проблемным) темам при использовании многочисленных информационных ресурсов: перечень адресов текстовых и мультимедийных Интернет- ресурсов, вопросы по каждому пункту изучаемой проблемы, аргументация собственного мнения по изучаемой проблемной задаче, итоговый вопрос. [2]

Современные исследователи выделяют различные виды образовательных веб-квестов:

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3.   По виду заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные. [3, с.134]

Технология образовательного веб-квеста включает следующие обязательные этапы:

1.    Формулировка краткого введения или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Составление заданий - проектов с четко структурированным маршрутом поиска решения,.

3.   Предоставление банка информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

4.     Пошаговое описание этапов выполнения задания, которое предполагает: самостоятельное изучение учащимися предложенного преподавателем материала; консультация преподавателя по вопросам, связанным непосредственно с содержанием задания веб-квеста; рекомендации преподавателя по использованию электронных источников; обсуждение результатов выполнения задания веб-квеста; рекомендации преподавателя по оформлению итоговой презентации

5.     Руководство по организации и систематизации материала. Оно содержит рекомендации по времени выполнения веб-квеста и пошаговое распределение сайтов.

6.   Заключение, в котором суммируется полученный учениками опыт при выполнении веб-квеста в виде итоговой презентации, публикации работ в виде веб-страниц и веб-сайтов, организация круглых столов. [1, с. 115-116]

Теоретический анализ работ современных исследователей по проблеме применения технологии веб- квеста в образовательном процессе показывает, что основными условиями успешной реализации возможностей веб-квеста являются его содержание, организация деятельности учащихся по работе с веб- квестом и взаимоотношения между учителем и учащимся.

Содержащееся в веб-квесте задание должно быть интересным и увлекательным, оно должно стимулировать учащихся к поиску ответа на поставленный вопрос, включать в себя загадку или тайну, которую ученикам захотелось бы разгадать. В тоже время задание должно носить актуальный характер, вопрос, на который ученикам предлагается найти ответ, должен быть им близок и понятен, учащиеся должны видеть его связь с их повседневной жизнью. Задание должно быть не только занимательным и интересным, но и выполнимым, то есть должно соответствовать возможностям учеников. Содержание веб- квеста должно носить проблемный характер, содержать в себе значимую для учащихся проблему, решение которой приводит к открытию нового знания или способа действия. Содержащиеся в проблемной ситуации новые, неожиданные, занимательные сведения должны стимулировать учащихся к самостоятельному поиску, обнаружению ее решения.

Хорошо составленный веб-квест должен быть четко продуман и прост в прохождении. Задание должно быть построено так, чтобы учащиеся переходили от одного веб-ресурса к другому в строгой логической последовательности, без долгих поисков.

Организация деятельности по работе с веб-квестом создает богатые возможности для дифференциации и индивидуализации внеурочной деятельности учащихся в школе. Учащимся могут быть предложены различные формы выполнения задания веб-квеста задания: разработка и исследование проблемы (база данных, аудио-, видеофайлы, текстовые материалы), анализ исходного материала по уже разработанной и предложенной для обсуждения проблемы с вынесением своего вердикта, создание собственного произведения (проза, поэзия, живописное полотно с комментариями), интервью с известной (неизвестной, придуманной) личностью и другие. Учащиеся могут выбрать различные форматы взаимодействия при выполнении задания веб-квеста: индивидульно, в парах, в группах постоянного или сменного состава. Технология веб-квестов дает возможность во время работы над поставленной задачей общаться и обсуждать пути ее решения не только внутри своей группы, класса, но и с людьми из других городов, стран.

В плане педагогического взаимодействия успешному выполнению веб-квеста способствуют субъект-субъектные взаимоотношения учителя и учащихся на всех этапах прохождения веб-квеста. Учитель организует и координирует работу, дает необходимые пояснения, подталкивает учащихся к собственному анализу и систематизации полученной информации. Учитель не диктует определенный набор знаний, а помогает учащимся сориентироваться в проблеме, направляет, координирует их деятельность, но решение проблемы ученики находят самостоятельно.

Таким образом, возможности технологии веб-квеста в организации внеурочной деятельности в школе связаны с: мотивацией учащихся к самостоятельной и творческой познавательной деятельности, обогащением их опыта учебного сотрудничества, вовлечением в самоанализ и самооценку своих собственных результатов и результатов деятельности других учащихся; установлением диалогических взаимоотношений в системе «ученик-учитель».

 

Список литературы

 

1. Багузина Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения [Электронный ресурс] / Е.И. Багузина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика [Электронный ресурс]. – 2010. – Т. 16. – № 1. – С. 9-13. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15283727

2.Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов [Электронный ресурс]: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О.В. Волкова; научный руководитель И.Ф. Исаев. – Белгород, 2010. – 217 с.: ил. – Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004646871

3. Шульгина Е.М. Дидактический потенциал технологии веб-квест в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов туристского профиля [Электронный ресурс] / Е.М. Шульгина, М.А. Бовтенко // Язык и культура [Электронный ресурс]. – 2013. – № 1 (21). – С. 132-139. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18905347