Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ОБЪЕКТОВ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 февраля 2016г.

Здоровье и всестороннее развитие детей - основа успешного развития нашего общества. Ведущими специалистами в области медицины, психологии и педагогики признается сегодня чрезвычайная важность обеспечения гармоничного развития ребенка в первые годы жизни.

По данным исследований специалистов, доля здоровых новорожденных в последние годы снижается и составляет сегодня около 30%. 70% детей от рождения до 3 лет относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения, что при неоказании своевременной помощи приводит к развитию стойких нарушений или даже инвалидности в будущем.[1].

В 90-е годы ХХ века в нашей стране начали активно внедряться программы ранней помощи (раннего вмешательства), ориентированные на детей в возрасте до 3-4 лет с врождѐнными нарушениями и детей группы риска.

В "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы" внедрение новых технологий ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до трѐх лет предусмотрено планом первоочередных мероприятий.

К числу важнейших принципов ранней помощи относятся [4]:

¾    активное привлечение к занятиям с детьми родителей, всесторонняя поддержка семей;

¾    комплексное взаимодействие специалистов в области педагогики, здравоохранения, социальной сферы и пр.);

¾    ориентация не только на устранение дефекта, но и на социализацию и формирование личности ребенка,индивидуальный подход;

¾    активное применение надомной формы обслуживания, максимальное приближение услуг к месту проживания обслуживаемых семей.

В рамках традиционной  системы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты реализация этих принципов оказалась крайне затруднена. Требуется организация не только самостоятельных центров и отделений ранней помощи, а также формирование соответствующей сети объектов ранней помощи детям (ОРПД).

В России в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают учреждения здравоохранения (детские больницы, поликлиники, дома ребенка), образования (центры психолого-педагогической и медико- социального сопровождения, дошкольные образовательные учреждения), социальной защиты (центры социальной помощи семье, центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями).[5].

Созданный в 1992 году «Санкт-Петербургский Институт Раннего вмешательства» положил начало формированию ОРПД в России. Институт инициировал подготовку кадров и открытие отделений раннего вмешательства в каждом районе Санкт-Петербурга на базе различных ведомств. Последователями Петербургской модели стали специалисты Великого Новгорода, Архангельска, Красноярска,  Томска, Бурятии и Татарстана, Алтайского Края и проч.

Программы ранней помощи широко реализуются в Москве. Службы ранней помощи организованы на базе дошкольных учреждений в каждом округе, открыты более 100 лекотек, более 300 консультативных пунктов для родителей и более 200 центров игровой поддержки ребенка.

Конечно, подобное разнообразие наблюдается в крупных областных центрах, в городах же с населением менее 300-500 тыс. чел. ранняя помощь обычно представлена лишь деятельностью нескольких служб, а в малых населенных пунктах не организована вовсе.

Несмотря на широкую номенклатуру возникших в последние годы учреждений, реализующих программы ранней помощи детям, налицо отсутствие единых принципов сетевого построения, они организовываются в рамках различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты) и НКО независимо друг от друга.

ОРПД зачастую появляются стихийно, различаясь по материальной базе, кадровой обеспеченности, оснащенности оборудованием. Набор услуг объекта ранней помощи определяется чаще «по случаю», исходя из организационных возможностей, а не требований к полноценной функциональной структуре и доступности услуг ранней помощи.

Перечень основных услуг, по нашим исследованиям, включает:

¾    выявление детей, нуждающихся в ранней помощи;

¾    проведение занятий с детьми и их родителями по психолого-педагогической абилитации и медико- социальной адаптации детей в рамках учреждения ранней помощи;

¾    домашнее визитирование семей специалистами ранней помощи;

¾    работа с родителями детей, нуждающихся в ранней помощи в рамках ОРПД и дистанционно (родительские курсы, семинары, психологическая и социально-правовая поддержка);

¾    предоставление семьям социальных ассистентов, нянь, специального транспорта по необходимости;

¾    содействие социальной интеграции семей (организация массовых мероприятий, праздников, родительского клуба).

Анализ современной системы ОРПД выявил ряд проблем, их несоответствий базовым принципам оказания ранней помощи.

Наиболее выраженными являются нарушения принципов доступности (в т.ч. территориальной) ранней помощи и низкий уровень организации работы с семьей.

Наиболее обеспечены услугами ранней помощи семьи, проживающие в крупных населенных пунктах и районах с высокой плотностью застройки, а семьи из малых населенных пунктов с низкой плотностью застройки оказываются фактически оторванными от объектов ранней помощи из-за их территориальной недоступности, которая является ключевым фактором для семей с маленькими детьми, если речь идет о регулярном наблюдении (от одного раза в месяц до 3 раз в неделю) у специалистов ранней помощи. Одним из решений проблемы является развитие услуг ранней помощи, оказываемых на дому и дистанционно, а так же увеличение количества спецтранспорта.[3].

Недостаток услуг сопровождения семьи социальным помощником и отделений дневного пребывания блокирует для родителей возможность совмещения ухода за ребенком и трудовой деятельности вне дома, что усугубляет тяжелые материальные условия этих семей.

Необходимо развитие отделений кратковременного пребывания и служб так называемой «социальной передышки» для обеспечения возможности родителям детей с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья на время оставить своего ребенка специалистам и освободить время для решения тех или иных проблем.

¾    Наряду с вышеуказанными проблемами существуют и другие.

¾    Не определены требования и нормативы по градостроительному и архитектурно-планировочному формированию объектов.

¾    Наблюдается неравномерность размещения объектов ранней помощи в пределах различных жилых территорий и недостаток площадей для оказания полного спектра услуг ранней помощи.

¾    В стесненных городских условиях наблюдается дефицит территорий, прилегающих к объектам ранней помощи, с организованными площадками для проведения занятий с детьми.

¾    Практически не используются ресурсы рекреационных зон, благоприятных для создания плоскостных сооружений, необходимых для проведения занятий с детьми в экологически благоприятной среде, отсутствует практика организации детских площадок, адаптированными для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

¾    Несмотря на огромное внимание со стороны федеральных властей на организацию доступной среды, объекты ранней помощи все еще остаются плохо приспособлены для маломобильных групп населения. Доступность и безопасность не всегда обеспечивается как внутри зданий/помещений, так и на прилегающей территории.

Для решения выявленных социально-градостроительных проблем, нами предлагается посторенние единой структурированной сети ОРПД, которые предоставляли бы всем нуждающимся семьям полный спектр необходимых услуг, независимо от места их проживания.

Среди факторов, влияющих на градостроительное формирование сети ОРПД следует выделить:

¾    демографические (количество детей, нуждающихся в ранней помощи, их распределение по возрасту и группам ограничений здоровья);

¾    социально – градостроительные (система расселения, развитие транспортной сети);

¾    территориальные (взаимосвязь/иерархия различных объектов ранней помощи на территории, экологическая ситуация);

¾    нормативно-правовые (принятая органами власти модель организации системы ранней помощи в данном муниципальном образовании).

Количественный и качественный состав объектов сети ранней помощи определяется оптимизацией противоречивых требований: сокращения затрат времени на доступ к услугам ранней помощи и экономической целесообразности крупных комплексных объектов.

Из анализа опыта функционирования объектов ранней помощи, можно заключить, что открытие объекта ранней помощи, имеющего полноценную материальную базу для обеспечения амбулаторного и выездного обслуживания становится экономически целесообразным из расчета 1 объект на не менее 40-60 тыс. жителей.

Нами предлагается построение иерархической сети ОРПД в соответствии с характеристикой исходной ситуации. Базовой составляющей сети будет центр ранней помощи (или центральное отделение - структурная единица в рамках крупных учреждений здравоохранения, дошкольного образования, социальной сферы), являющийся методическим центром по организации работы с детьми раннего возраста в данном муниципальном образовании, одним из основных источников социальной, психологической и инструментальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ или риском их развития. [2]. В рамках центра будет осуществляться работа по выявлению детей, нуждающихся в ранней помощи, составлению индивидуальных программ, подготовке кадров. Центр должен быть расположен в селитебной зоне, иметь достаточные ресурсы в площадях и материальную базу для предоставления полного спектра услуг ранней помощи и иметь возможность выездного и дистанционного обслуживания. Такие центры рационально открывать на 200-500 тыс. жителей в районах и городах с высокой плотностью застройки.

При необходимости предлагается дополнять базовые центры ранней помощи отделениями, на базе детских районных поликлиник, дошкольных образовательных учреждений, районных психолого-педагогических медико- социальных центров. В крупнейших городах помимо базовых районных отделений ранней помощи, целесообразна организация единого координационного научно-методического центра по вопросам оказания ранней помощи. Также необходимо дополнение системы специализированными отделениями ранней помощи на базе учреждений здравоохранения, реабилитационных центров, санаториев общегородского и областного значения с возможностью пятидневного или более длительного пребывания в них и расширенным спектром услуг (высокотехнологичной медико-социальной помощью, санаторными и развивающими программами). Такие отделения необходимо размещать в экологически благоприятных районах.

Для предоставления услуг ранней помощи в малых населенных пунктах с низкой плотностью расселения наиболее рациональны дистанционные и надомные формы работы, осуществляемых из ОРПД районных центров, а так же использование спецтранспорта.

В заключение отметим, что, несмотря на разнообразие и быстрое увеличение в последние годы в субъектах Российской Федерации количества служб ранней помощи, имеющийся ряд проблем не позволяет говорить о сформированной эффективной сети научно обоснованных объектов.

Основными трудностями на сегодня являются межведомственное взаимодействие, а так же обеспечение максимальной доступности и экономической целесообразности объектов ранней помощи. Если решение первой проблемы в компетенции органов власти, то решению второй можно способствовать методами градостроительного планирования.  Посторенние  единой структурированной сети взаимодополняющих друг друга объектов ранней помощи, с учетом демографических, социально-градостроительных, природно- экологических особенностей населенных пунктов позволило бы значительно повысить эффективность оказания ранней помощи детям и их семьям.



Список литературы

1.      Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед.Вузов. ¾ М.: АСТ: Астрель, 2007. ¾224 с.

2.      Веко Л.В., Боброва А.В., Развитие форм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, в Нижегородской области // Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / ред. В.М. Соколова – Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – С.64-108.

3.      Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем [Электронный ресурс] : доклад Фонда                  поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Москва, 2010 г. — URL: http://www.fond- detyam.ru/upload/iblock/87e/Дети%20в%20трудной%20жизненной%20ситуации_актуальные%20проблемы_ 2011.pdf (дата обращения 25.02.2015).

4.      Кириллова Е.В. Обобщение зарубежного опыта по социальной реабилитации и интеграции детей- инвалидов // Сибирский вестник специального образования. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2010. — № 1. — 70 с.

5.      Раннее вмешательство. Ключевые аспекты и международный опыт [Электронный ресурс] / Международный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); — URL: http://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf (дата обращения 25.02.2015)