Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
01 марта 2016г.

Сегодня одной из главных проблем, стоящих перед российскими компаниями, является их успешное приспособление к условиям рыночной экономики. Решив эту проблему, компания свободно сможет работать и развиваться в своей области. Современные тенденции рынка предъявляют иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время прочная позиция компании на рынке равна высокому уровню ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность компании зависит от двух показателей: уровень стоимости и уровень качества продукции. Уровень стоимости находится в прямой зависимости от затрат производства. При этом уровень качества продукции не будет высоким при минимальных экономических показателях. Идея национальной политики России в области обеспечения  качества продукции совершенно четко говорит, что главная задача отечественной экономики в XXI веке - рост конкурентоспособности за счет роста качества. Давайте разберемся, как с минимальными экономическими затратами добиться оптимального уровня качества.

Сейчас в наиболее научно-технически развитых странах на предприятиях применяют разнообразные способы измерения и оценивания качества [1]. В развитии методов оценки качества продукции можно проследить несколько исторических этапов. Рассмотрим эволюцию методов оценки качества продукции более подробно.

Первый этап. С древнейших времен люди пытались улучить качество своего бытия, как правило, это был индивидуальный контроль, т.е. мастер проверял готовую продукцию на соответствие ее заданной модели (чертежу, шаблону, рисунку и т.д.). Примерами такого контроля могут быть: жизнь племени, строительство семи чудес света или иерархические системы управление войсками. Данный этап длился примерно до конца XIX века.

Второй этап. В начале XX века стали появляться первые методики оценивания качества продукции. Они связаны с возникновением производств. Их можно назвать - цеховой контроль, который предполагает распределение функций и ответственности за качество между отдельными работниками.

В цеховом контроле применяли принципы научного управления производством, созданные в 80-90-е годы XIX века Ф. Тейлором. В концепции Ф. Тейлора указывается необходимость регистрации возможных несоответствий производственного процесса и предлагается набор инструментов для их контроля и ликвидации [2].

На пороге Второй мировой войны активно расширяются массовые производства, растут объемы выпускаемой продукции, а также продукция становится технически сложнее, это привело к возникновению служб технического контроля, что положило начало третьего этапа – этап приемочного контроля качества. Был организован самостоятельный профессиональный вид деятельности со штатными работниками (БТК, ОТК) [3]. Примерами таких организаций являются предприятия машиностроения. Иногда количество персонала, занимавшегося приемочным контролем продукции, превышало 50% от количества основного производственного персонала [4].

Новый подход к осуществлению контроля задал фазу развития, внимание в которой направлено на обеспечение качества операций в производстве, тем самым наступил четвертый этап – статистический контроль. Первооткрывателями статистических методов контроля в промышленности являются специалисты компании "Bell Telephone Laboratories". Такими людьми стали известные сейчас во всем мире У.А. Шухарт и Дж.М. Джуран. Они разработали и применили в середине 30-х гг. ХХ века методику контроля, основывающуюся на применении специальной карты, имеющей границы (карты Шухарта). У.А. Шухарт описал методы, с помощью которых можно поэтапно отмечать на специальной карте средние результаты измерений. Информация, извлеченная из полученных графиков, отображающих изменения в операциях, применялась для нахождения параметров за пределами контрольных границ и определения неслучайных отклонений.

Статистический контроль качества продукции появился для исследования вопросов качества производственных операций. Для регистрации данных контроля качества стали применять в работе теорию вероятности и математическую статистику. Такой подход помог отойти от всеобщего технического контроля и начать применять выборочный контроль, который осуществляется по специальному плану с применением особых контрольных карт (Рисунок 1) [5].


Но применение статистического контроля качества было ограничено производственными рамками, которые почти не расширялись. Метод кардинально не мог справиться с глобальными проблемами качества.

Во время первых четырех этапов развития главным считается качество производства продукции и его контроль. Но на четвертом этапе формируются научные идеи менеджмента качества в части статистических методов контроля и регулирования качества. Пятый этап явился поворотным - от контроля качества к управлению [6].

В 60 – 70 гг. ХХ века наращиваются объемы международной торговли, так как появились новые способы перевоза товара. В появившихся обстоятельствах нужен был новый этап изменений, который бы предполагал качество на всех шагах изготовления. Наступил пятый этап эволюции – система всеобщего контроля качества (Total Quality Control) в США и система широкого контроля качества в компании (Company Wide Quality Control) в Японии и другие.

Всеобщее управление качеством (TQM) - одна из главных концепций управления качеством в современном мире. Она основывается на внедрении идей качества на всех уровнях компании и ко всем ее функциям. Главный фактор оценивания деятельности предприятия – качество.

Шестой этап последовал в 70-80гг ХХ века и ознаменовался усилением контроля за нормами трудовой деятельности, за безопасностью применения продукции и правовыми обязательствами за качество. Таим образом в конце 80-х годов ХХ века возник новый подход к обеспечению качества, основанный на международных стандартах ISO серии 9000. В соответствии с этими стандартами, организация, имеющая эффективную систему менеджмента качества, отвечающую требованиям нормативных документов ISO, гарантированно удовлетворит требования своих клиентов. Использование стандартов имеет глобальный характер: они являются общими для разнообразных отраслей, и едины для различных стран.

С 90-х гг. начинают создаваться международные нормативные документы в отраслях производства по качеству, в какой-то степени являющиеся вариациями МС ISO 9000. Тогда же создавались нормы системы экологического менеджмента на предприятии  (МС ISO серии  14000). В это  время происходит возрастание влияния в промышленности идей Всеобщего управления качеством (TQM) [6].

В конце 90-х главные идеи TQM стали базой для очередного выпуска МС ISO серии 9000, а также базой для оценки организациями своей деятельности на соответствие требованиям местных и международных премий по качеству.

С приходом нового столетия сформировалась тенденция интегрированных систем менеджмента качества. Тенденция заключается в согласовании нескольких систем менеджмента на предприятии (ISO 9000, ISO 14000, отраслевые требования нормативных документов по качеству). Увеличение интеграции показывает усиление взаимосвязи системы менеджмента качества и общей системы менеджмента предприятия, что дает повышение ее эффективности и результативности [6]. Этапы эволюции (Рисунок 2) перенимают ранее используемые методики. Каждый последующий этап не опровергает предшествующий опыт, а вбирает его в себя, дополняя новыми научными подходами к методам определения оценки качества продукции. Смена исторических этапов связана с возникновением принципиально новых идей в области менеджмента качества, описывающих общественно- исторические явления.


В XXI веке все развивается с космической скоростью и следующий этап развития (седьмой) уже совсем близок. Нами был разработан новый метод построения и исследования системы менеджмента качества и их элементов, основанных на применении системного анализа и имитационного моделирования, позволяющий получить оптимальное значение технических показателей качества при заданных (наилучших) экономических с помощью обычного персонального компьютера и пакета стандартных прикладных программ.

При выборе системы менеджмента качества наиболее оптимальной из многих вариантов ее создания и реализации, обычно, производят перебор конкурирующих вариантов по нескольким, а чаще одному критерию так называемого технического качества, а затем определяют годовой  экономический эффект, как разницу приведенных затрат базового варианта и выбранного наилучшего варианта. Очевидно, что критерии технического качества и соответствующие им критерии экономического совершенства, выраженные через определяющие их единичные показатели [7] будут основными целевыми функциями системы менеджмента качества предприятия. Для нахождения и анализа, указанных выше целевых функций, наиболее эффективно решение данной задачи с применением разработанной методики проектирования систем управления качеством основанной на использовании таких прогрессивных экономико-математических методов, как системный анализ и составляющее его основу имитационное математическое моделирование [8]. Данная методика статистического моделирования, реализующегося на практике с помощью пакета программ «StatGraphics».

Предложен новый метод оценки оптимального уровня качества продукции, на данном этапе, имеет теоретический характер, и будет проходить апробацию на крупных предприятиях Санкт-Петербурга в 2015 г.

 

Список литературы

1.      Теленкевич В. В. Квалиметрия: история, возможности, методы. // Бизнес-образование в условиях глобализации: Материалы научно-практической конференции (апрель, 2006 г., Иркутск)/Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента.- Иркутск: ИГУ. – Иркутск: БИБММ ИГУ, 2006.

2.      Фомичев С.К.. Основы управления качеством (2002)

3.      Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. - СПБ.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.

4.      Шаповал М.И. Основы стандартизации, управления качеством и сертификации: Учебник / М.И. Шаповал - К: ЕУФИМИБ, 2000 – 174 с.

5.      Пономарев С.В. История управления качеством: Учебное пособие Автор/создатель: Пономарев С.В., Мищенко Е.С. – Тамбов.: Издательство ТГТУ, 2009 – 84.

6.      Дж. Джурана Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. Под ред. Дж. Джурана. - В трех томах. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2004.

7.      Виноградов Л.В. Бурылов В.С. Перспективные направления математических моделей систем менеджмента качества //Управление качеством: проблемы, исследования, опыт: Сборник научных трудов выпуск 6 - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

8.      Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления и приложения. — М.: Радио и связь, 1992. — с. 504.