Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

В статье рассмотрено Строительное Законодательство Российской  Империи, краткое содержание Строительного Устава.

Ключевые слова: городской архитектор, А.М. Салько, строительное законодательство, строительный устав. Архитектура - сложный вид деятельности, на развитие которого влияет целый комплекс факторов экономического, идеологического, эстетического, технического характера. Одним из таких важных регуляторов архитектурной деятельности являются действующие в то или иное время нормативные акты.

Строительное законодательство в Российской Империи зарождалось в условиях бурного подъема экономики страны, вызванного петровскими преобразованиями ХVIII века, на протяжении ХIХ века переживало период становления, как и вся законодательная система. До 1832 г. большинство законоположений, применимых к архитектурно-строительной деятельности, были вызваны необходимостью упорядочения бедной, пожароопасной, «противной благообразию» городской застройки. Частые и обширные пожары в городах требовали замены деревянных строений на каменные, проведения крупных мероприятий по перепланировке российских городов на принципах «регулярства», расширению практики строительства по «образцовым» проектам. Постепенно усиливался контроль градостроительной деятельности на местах, вводилась архитектурная служба на губернском уровне, производилась унификация делопроизводства по строительству.

Регулирование архитектурно-строительной деятельности во второй половине ХIХ века происходило на основе Строительного устава, сборника всех статей, вошедших в Полный Свод Законов Российской Империи (ПСЗРИ), упорядоченных в этом уставе по тематикам, а так же в котором были изложены основные положения, регламентирующие вопросы проектирования, согласования, строительства и т.д.

ПСЗРИ не имел четкой структуры, законодательные акты располагались в хронологическом порядке под соответствующим номером, что делало использование такого источника на практике крайне затруднительным. К 1830 г. ПСЗРИ содержал в себе 40 основных томов и 6 томов приложений. Была очевидна необходимость издания законов в тематическом порядке. Таким новым документом стал разработанный в 1832 и принятый в 1835 г. Свод законов Российской Империи, в который и вошел Строительный Устав.

Строительный Устав первой редакции состоял из семи разделов и двадцати одной главы.

Первый раздел содержал сведения об учреждениях для управления строительной частью, по государству, губерниям и отдельным городам, а так же определял структуру органов управления, регламентировал процедуры согласования, введения в строй новых объектов, контроля за имеющимися казенными и общественными зданиями, а так же дорогами, в том числе и контроль художественных направлений в застройке, правилах финансирования и отчетности по нему.

Второй раздел Устава Строительного посвящен казенным зданиям, финансированию ремонтных и строительных работ, порядку подачи и рассмотрения заявок, условиям распределения средств. Приводились требования к проектно-сметной документации, информация о порядке производства работ, об освидетельствовании казенных зданий. Давалось указание использовать образцовые чертежи, а так же ссылка на Урочное Положение при изготовлении смет, а при отступлении от него - на Уложение о Наказаниях. Так же здесь содержались статьи, регламентирующие сохранение, содержание в порядке и «употреблении» казенных зданий. Указаны правила проектирования и строительства, а так же опорные «нормальные» проекты тюрем, которые допускалось частично изменять «сообразно условиям». Регламентация отчетности и ответственности в «производстве работ и употреблении денежных сумм. Виды наказаний перечислялись в Уложении о Наказаниях (статьи 1396-1401), и включали в себя в том числе и имущественную составляющую. Третий раздел посвящен культовым зданиям различных конфессий. Четвертый раздел состоял из двух глав, и посвящен общественным зданиям. Пятый раздел так же состоял из двух глав, содержал в себе требования по устройству, содержанию и финансированию улиц, площадей, мостов и тротуаров в городах. Шестой раздел Устава Строительного состоял из четырёх глав, и был посвящен частным зданиям в городах. Целая глава посвящена фасадам частных зданий. Одна из глав была посвящена порядку разрешения строительства частных построек в Санкт-Петербурге и остальных городах, а последняя - строительству фабрик и заводов в городах.

Седьмой раздел был посвящен строениям в селениях.

До издания Строительного Устава строительство на местах регламентировалось бессистемными, запутанными, а часто неправильно интерпретируемыми на местах узаконениями и циркулярами Сената МВД, которые в полном объеме до застройщика никто не доводил, что создавало почву для злоупотреблений. Строительный Устав, как составная часть Свода Законов, стал важной ступенью к обобщению и упорядочению архитектурно-строительного дела в масштабах империи, явился началом нового периода, характеризующегося постепенным расширением прав частных застройщиков, для удобства которых было необходимо свести воедино разрозненные в Своде законов строительные узаконения и правила.

В тоже время Строительный Устав, как и другие уставы, не был совершенным: отсутствовал принцип «от общего к частному»; многие узаконения относились к разным эпохам, издаваясь по конкретным случаям; отсутствовала глубина проработки, соответствующая времени. Вносимые на протяжении сорока лет в Устав Строительный изменения и дополнения, часто противоречащие друг другу, лишили этот документ целостности и систематичности.

Всё это, безусловно, отражалось на архитектурно-строительной деятельности, нередко побуждало городских архитекторов давать разъяснения и уточнения к положениям Строительного устава, более доходчиво доносить их до рядовых застройщиков. Так же, помимо строительного устава, издавались законы, входившие в полный Свод Законов Российской Империи, которые косвенно или непосредственно влияли на архитектурно- строительную деятельность.

Стоит отметить, что единой системы управления строительством не было. Каждое министерство, а так же многие ведомства имели свои Строительные Комитеты, укомплектованные инженерами, архитекторами и техниками.

Усложнение архитектурно-строительного процесса и его составляющих усложнило его нормирование и регулирование. Часто встречается несоответствие правительственных распоряжений, циркуляров МВД, и иных издаваемых законов. Официальный Устав Строительный, изданный в 1857 г., не соответствовал проводимым в 1862-1882 гг. реформам, поэтому дополнения, вышедшие позже 1857 г., во многом не были согласованы между собой, что существенно усложняло их использование.

В 1900 г. выходит следующая версия Строительного Устава. Претерпели изменения внутренняя структура и основные положения Устава, а также общая структура самого Свода Законов, включая множество новых разделов, включая «Городовые Положения». В целом, изменения в строительном законодательстве отражали общее направление реформ всей системы управления государственным аппаратом, вызванные внутриполитическими изменениям, ростом городов, увеличением численности населения, темпов и объемов строительства. Однако, с другой стороны, многие положения переходили от одной версии Устава к другой без изменений, не имели фактической силы и на местах не исполнялись.

На протяжении всего исследуемого периода, практикующие архитекторы, чиновники городских Управ в различных городах империи нередко брали на себя труд по упорядочению различных требований строительного законодательства и их внятному, последовательному изложению. Среди них саратовский городской архитектор А.М. Салько (1873), делопроизводитель Городской Управы В.И. Белобородов (1883), петербургский гражданский инженер Е. Вейберг (1897), академик архитектуры В. Н. Николаев (1911), одесский землемер В. Е. Иванов (1913), владимирский губернский инженер М.П. Сальманович (1914), крупный теоретик градостроительства М.Г. Диканский (1918) и др.

В «Правилах о постройках в городах и селениях» А. М. Салько были добросовестно собраны и упорядочены общие строительные законы и местные саратовские постановления по строительной части, дан образец обращения за разрешением на постройку в Городскую Управу и образец представляемого туда проекта. Это, безусловно, облегчало процесс утверждения проекта, что было важно и для Управы, и для главного архитектора города А. М. Салько - составителя сборника, и для рядового застройщика.

В рассматриваемый период архитектор не только проектировал, но и составлял сметы, выбирал материалы, контролировал строительство, сдавал объект. При этом специалистов, способных выполнять эти функции, а так же ориентирующихся в системе строительного законодательства, выпускалось крайне мало, в силу чего процесс разработки и согласования проектно-сметной документации для застройщика был весьма затруднителен. Поэтому проводимая в инициативном порядке работа по разработке рекомендаций и подготовке справочной литературы имела огромное значение для развития городского строительства.