26 июня 2020г.
Многоаспектное развитие современной мировой индустрии моды предполагает, наряду с внедрением новейших технологий, популяризацией синтетических тканей нового поколения, обращение к исторически сложившимся, накопленным достижениям отдельных видов ремесел.
По мере развития технического прогресса, появления промышленности люди стали обращать внимание и на другие свойства натуральной овечьей шерсти, свалянной в полотно, - способность предохранять от высоких температур, негорючесть, способность впитывать в себе различные жидкости. Для определения технологических параметров необходимо знать совокупность свойств, которые являются основными при выборе метода изготовления.
На процесс валки влияет также способность шерстяных волокон к передвижению. Наибольшую подвижность проявляют более грубые волокна. Известно, что на поверхности изделий после валки располагаются всегда более грубые волокна. Тонкие и извитые волокна обладают этим свойством в меньшей степени, но в совокупности с перепутыванием и петлеванием создают прочную структуру. Изгибание и перепутывание волокон определяется двумя факторами: внешним, вызванным действием рабочих органов валяльной машины, и внутренним, обусловленным свойствами волокон. Под влиянием нагревания и увлажнения шерстяные волокна, ввиду различия свойств чешуйчатого и коркового слоев, самопроизвольно извиваются и закручиваются. Эти явления усиливаются, если волокна подвергнуть деформации
Новый вид полотна из шерсти даёт возможность создавать шарфы, шали и другие авторские изделия. При создании одежды из шерсти возможно создание бесшовной модели. Для этого делается построение шаблона(лекал) будущего изделия по стандартным методикам. Исключением является отсутствие нагрудной выточка. Обьем в этой зоне создается за счет круговой раскладки шерсти и доваливания на манекене соответствующего размера.
Для увеличения шаблона выкройки с учетом усадки шерсти идет умножение на коэффициенты усадки. Это зависит от толщины изделия: сколько слоев, от раскладки , от способа валяния, от вида используемой шерсти, от подкладочного волокна. В среднем увеличение выкройки составляет 30-40%. Метод увеличения идет от центра выкройки по лучам, идущим через выступающие точки (линия плеча, линия проймы, низ изделия и т.д.) Эта технология позволяет адаптировать практически любую выкройку для валяния на шаблоне. И получить в результате хорошо сидящее войлочное изделие, которое не будет деформироваться при дальнейшей носке и стирке.
Свойство войлока дают фантастические возможности для достижения идеальной посадки на фигуру человека валяной одежды, так легко этого нельзя добиться ни в вязании, ни в шитье. И сами выкройки для валяния просты и не столь точны, как в шитье.
Процесс создания изделия при мокром валянии делится на несколько четких этапов, особенности выполнения каждого из которых влияют на качество и свойства готового полотна. Традиционно данный процесс включал следующие этапы: укладывание шерсти различными способами (так называемая раскладка, в результате чего формируется волокнистый холст заданной структуры (заданную ориентацию волокон в холсте принято называть «схема раскладки»)); сваливание шерсти в единое полотно («префельт») путем механического воздействия на предварительно смоченный специальным составом волокнистый холст; усаживание префельта путем специальной обработки для увеличения прочности и придания фактуры.[3]
Валяные изделия, изготовленные с использованием различных способов раскладки волокнистого холста, характеризуются определенной структурой и свойствами, влияющими на ассортимент, художественно-декоративные свойства и параметры формы изделий, выбор способов формообразования и методов технологической обработки, а также эксплуатационные характеристики готового продукта. Использование определенного способа раскладки позволяет варьировать характеристики формируемого полотна, получая материалы с заданными свойствами в соответствии с установленными требованиями. Это обуславливает возможность существенного расширения ассортимента валяльно-войлочных изделий. Сочетание традиционных и современных технологий позволяет получить, с одной стороны, максимально функциональные изделия, в том числе и одежду различного назначения, отвечающие самым высоким потребительским требованиям, а с другой - возможность придать этим изделиям неповторимость и уникальность.
Использование методики построения и изготовления цельноваленой одежды позволяет расширить возможности создания перспективных и арт коллекций.[2]
Основные задачи при проектировании перспективной коллекции:
1) разработка нового образного решения с учетом этнических особенностей и модной ориентации потенциальных потребителей;
2) разработка тонального, цветового и пластического решения традиционного и нетрадиционного ассортимента;
3) использование в коллекции новых материалов и фурнитуры.
Кафедра дизайна и технологии изделий легкой промышленности ЮЗГУ в течении нескольких лет работает над созданием коллекций цельноваленных костюмов. Разработка арт коллекций для подиумных показов требует нестандартного подхода к формобразованию и образному решению моделей.
Создание шаблонов для самых необычных форм костюма, изучение различных способов раскладки шерсти, декорирование иновационными методами внедрения в полотна шерсти волокон шелка, льна, кусков текстиля, кружев позволяет расширить возможности в реализации самых сложных идей коллекций.[5]
Результаты опробированы на российских и международных показах моды, где получены самые высокие оценки.
В мире современных технологий, с помощью которых создается массовая продукция, товар становится безликим и не интересным для общества, а потребителю необходимо удовлетворить его эмоциональные потребности, дать проявиться индивидуальности. Для достижения этих целей применяются принципы формообразования арт-дизайна как экспериментальный способ получения новых образов, форм и конструкций.[1]
Объекты арт-дизайна по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, чаще всего они преследуют цель эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты предметного мира ради самоутверждения художников, привлечения внимания журналистов и новых клиентов. Постепенно арт-объект адаптируется в современной жизни. Отвечая социальным, функциональным и эстетическим требованиям, объект перевоплощается в реальный предмет, приспособленный к повседневному и массовому потреблению. Преобразованная идея остается уникальной, с новой формой, конструкцией и технологической обработкой. Чтобы добиться таких результатов, дизайнер в проектировании коллекции может ориентироваться на ряд принципов, сформированных на основе анализа формообразующих процессов в дизайне.[4] Принцип формообразования цельноваленой одежды дизайнерам интересен тем, что он расширяет границы сознания новых форм, пропорций, конструкции, разрушая стереотипы и привлекая новых клиентов, готовых к эксперименту. Перенос нетрадиционных пластических свойств материала на объект творчества, который стал возможен благодаря исследованию технологии производства цельноваленой одежды, позволяет значительно расширить реализацию творческих поисков дизайнера. Современные достижения в области технологий, позволяет воплощать идеи, применяя недоступные ранее материалы и технологии производства в своей коллекции, используя принципы формообразования арт-дизайна и возможности их применения при проектировании оригинальной коллекции одежды.
Список литературы
1. Федотова И.В, Картер Т.Е., Диева О.Н. Использование теории распознавания образов в усовершенствовании САПР-одежды//Сб: материалы Международной научно-практической конференции, Костромской государственный технологический университет. 2013. С. 94-96.
2. Выпускная квалификационная работа, учебное пособие для бакалавров направления подготовки Конструирование изделий легкой промышленности, профиль - Конструирование швейных изделий/ Курск, 2015.
3. Будникова О.В., Жукова И.А., Диева О.Н., Федотова И.В. Дизайн как синтез искусства и науки в современном образовании. Дизайн, материалы, технология. 2018.№3(51). С.41-44
4. Диева О.Н. Пластическое формообразование цельноваленой одежды при диагональной раскладке волокон шерсти// Актуальные проблемы технических. 2015. С. 116-119.
5. ДиеваО.Н. К проблеме формоустойчивости одежды из войлочных волокон// Вопросы современных технических наук.2016. С. 104-106.
6. Басарина А. В.Использование принципов арт-дизайна при создании оригинальной коллекции. //ЖурналЧеловек в мире культуры.Выпуск№ 3 / 2013
7. Диева О.Н., Емельянов В.М. Арт-дизайн в художественном проектировании современной одежды. В сборнике: Российские регионы как центры культурного развития в современном социокультурном пространстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 9-15.