26 июня 2016г.
Уровень развития регионов тесно связан с размером и конфигурацией территорий. Чем больше территория, тем выше физико-географические факторы, влияющие на развитие регионов. Больше природных и технических ресурсов, более высокая численность населения, больше поселков городского типа, более высокая инфраструктура. Множество поселков и городов должны быть связаны автомобильными и железными дорогами, авиационными линиями.
Правда слишком большие территории могут иметь и значительные неиспользуемые территории, покрытые лесами, водными и болотистыми участками, пустынями, горами (Бразилия, Канада, Россия, Китай, Австралия, Саудовская Аравия и т.д.).
На экономический потенциал региона влияет и конфигурация территорий. Проще вести управление компактными территориями (Германия, Франция), сложнее вытянутыми (Чили, Россия, Норвегия). То же самое касается и городов. Компактное расположение имеют Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, а вот Волгоград вытянут вдоль Волги на 70 км., что ухудшает физико-географический потенциал города.
Конфигурация территорий
Для учета конфигурации территории регионов используется индекс Бойса [1,2].
где R – радиус региона, n – количество радиусов.
Для учета индекса Бойса, находят центр территории и проводят радиусы к характерным точкам. Чем больше радиусов, тем точнее полученное значение.
На Рисунке 1 показан пример определения индекса Бойса для г.Екатеринбурга
Результаты расчетов
представлены в Табл.1.
Индекс Бойса составит JB = 0,1286 x 100
= 12,8
Индекс Бойса изменяется от нуля для круга и до двухсот для прямой линии [2]. Любая форма географического объекта может быть в пределах
(0 ≤ JБ ≤ 200). Так, Москва – 8, Казань – 28, Самара – 40, Волгоград – 120.
На Рисунке 2 представлена карта г.Уфы.
В рейтинге городов по качеству жизни Уфа находится на 18 месте. Город прижат к реке Белой и значительно вытянут вдоль реки. Индекс Бойса – 34.
В Табл.2 представлен список ряда городов России в порядке убывания по качеству жизни. Данные по рейтингу городов представлены Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации за 2014 г. [3]. В столбце 4 (Индекс Бойса) приведены расчетные значения индекса Бойса для ряда городов РФ.
Таблица 2
Рейтинг качества жизни крупных Российских городов (данные за 2014 г.)
|
Города
|
Число
жителей (тыс.)
|
Качество жизни
|
Индекс Бойса
|
Качество
покрытия дорог
|
1
|
Москва
|
12197
|
2
|
8
|
8
|
2
|
Казань
|
1205
|
3
|
28
|
6
|
3
|
Санкт-Петербург
|
5192
|
5
|
21
|
13
|
4
|
Челябинск
|
1834
|
6
|
15,8
|
3
|
5
|
Екатеринбург
|
1428
|
7
|
12
|
15
|
6
|
Ростов-на-Дону
|
1114
|
11
|
16,6
|
18
|
7
|
Пермь
|
1036
|
13
|
31,4
|
25
|
8
|
Уфа
|
1105
|
18
|
34
|
23
|
9
|
Воронеж
|
1023
|
21
|
31
|
26
|
10
|
Самара
|
1718
|
22
|
41
|
36
|
11
|
Ижевск
|
642
|
27
|
40
|
19
|
12
|
Ульяновск
|
619
|
35
|
37
|
34
|
13
|
Волгоград
|
1017
|
37
|
120
|
37
|
Под качеством жизни предполагают такие факторы, как экономический уровень, медицинское обеспечение, образование, строительство, дорожная сеть
Нас интересует, насколько связано качество жизни с конфигурацией территорий. Одним из наиболее важных показателей статистических взаимосвязей является коэффициент корреляции.
где n – число наблюдений, d x ,d y - среднеквадратические отклонения.
В результате расчета было получено значение коэффициента корреляции между качеством жизни и конфигурацией территорий r = 0,752.
Интерес представляет и взаимосвязь качества покрытия дорог в зависимости от конфигурации территорий [2, 4]. Здесь коэффициент корреляции оказался равным r = 0,663. Такое значение показывает, что хотя связь не линейная, но тем не менее взаимосвязанная. Естественно, если регион территориально вытянут, то в городе появляются больше однонаправленных дорог. Такие дороги больше загружены, чаще возникают пробки и покрытие быстрее выходит из строя. Интересно, что взаимосвязь между качеством покрытия дорог и качеством жизни оказалась достаточно высокой r = 0,862.
Так как оба этих показателя (качество жизни и качество покрытия дорог) являются рейтинговыми, то более правильным было бы рассчитать тесноту связи между этими параметрами с использованием ранговой корреляции [8].
Воспользуемся ранговой корреляцией по Спирмену -
rs .
где n – число наблюдений, x’, y’ рейтинги параметров, представленных в виде чисел натурального ряда. Так коэффициент ранговой корреляции между качеством жизни населения и качеством покрытия
дорог оказался еще выше равным 0,89. Это показывает очень высокую тесноту связи.
Таким образом, физико-географические факторы оказывают
значительное влияние на экономический потенциал города, то есть на качество жизни города.
Конфигурация территорий стран мира также влияет на качество жизни народов этих стран, но в первую очередь это качество зависит от уровня внутреннего национального дохода (ВНД) [7]. Так в Табл.5 приведены страны, указанные в порядке их рейтинга, с наиболее высоким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП), рядом в соответствующих колонках приведены рейтинговые значения ВНД и качество жизни [5, 6].
Таблица 5
Качество жизни людей в странах мира
Коэффициент корреляции зависимости качества жизни от ВНД для указанных одиннадцати стран составил r = 0,85. Ранговый коэффициент корреляции совпал с параметрическим 0,85. Надо отметить, что в таких странах, как Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Дания, качество жизни весьма близко к уровню ВНД. Например, возьмем Норвегию в рейтинге стран
по ВВП
она занимает 26 место,
но
зато по ВНД и качеству жизни имеет рейтинг два к двум (2-2), что говорит о высоком жизненном уровне. Возьмем страны, входящие по рейтингу ВВП в первую десятку передовых стран (Табл.5).
Китай (2-80-52), Бразилия (7-61-51), Индия (9-147-71), Россия (10-57-65).
Видим, что эти страны имеют низкий ВНД по сравнению с ВВП и соответственно более низкое качество жизни.
Заключение
Рассмотрено влияние конфигурации городов (регионов) на
качество жизни населения. Показано,
что
такая взаимосвязь существует. Города с компактным расположением территорий имеют как правило более высокое качество жизни, чем города территориально вытянутые в длину. Последние характеризуются и как правило более низким качеством дорожного покрытия.
Список литературы
1. ДеМерс, Майкл Н. Географические Информационные Системы. Основы / Пер.с англ. – М.: Дата+, 1999 – 490 с.
2. Ризаев И.С. Геоинформационные системы: учебное пособие / Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2013. – 139 с.
3. Рейтинг качества
жизни в крупных городах России
в 2014
г.
Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ. www.fa.ru/dep/press/about-us/Pages/Kachestvo-zhizni.aspx - 2014 г.
4.
Кирпичников А.П., Мифтахутдинов
Д.И.,
Ризаев
И.С. Решение задачи
корреляционной привязки изображения и цифровой карты местности / Вестник Казанского технологического университета. 2015, Т.18№ 17, с. 186 – 190
5.
Индекс качества жизни пожилых людей / The Global AgeWath.Index http://www.helpage.org/global-agewatch/
6.
Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта / World Bank Development Data Group. 2015
7. Валовый национальный продукт (ВНП, ВНД) стран
мира http://nonews.co/directory/lists/countries/gnp
8.
Гурман В.Е. Теория вероятностей и математической статистики: Учебное пособие для вузов / М.: Высшая школа. 2004 – 479 с.