Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕРВИСЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА ПО МАТЕМАТИКЕ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2020г.

В настоящее время перед преподавателями стоит задача активного использования компьютерных и информационных технологий как в общем, так и в профессиональном образовании. Однако для образовательных учреждений сейчас нет единой информационной среды. Среди многих её составляющих, если речь идёт об образовании, одной из главных является представление учебного материала в электронном виде.

Разработка преподавателями собственных электронных учебных курсов во многом зависит от общедоступных электронных учебников, задачников, справочников, энциклопедий. Тот факт, что их недостаточно, явно просматривается на примере изучения математических наук.

Математическое образование является одним из достижений российской высшей школы, но сейчас математика находится под влиянием времени: в процесс обучения вводят новые дисциплины. Следствием такого подхода является сокращение и более поверхностное изучение математических курсов. Надо сказать, что образовательные средства в математике практически не изменились, основными носителями знаний являются преподаватель и книга. С помощью компьютера можно создавать рисунки, схемы, таблицы, фотографии, разного рода медиа, изображения и не только на плоскости, но и трёхмерном пространстве. Преподаватель должен владеть этими возможностями при разработке собственного электронного курса. Некоторые разделы высшей математики, например, векторная алгебра, можно наглядно представить на экране компьютера, но математика – это абстрактная наука. Отсутствие иллюстративных элементов, которые не позволяют видеть предмет, как множество взаимосвязанных образов, затрудняет изучение абстрактных наук. Компьютер незаменим в прикладных науках при организации разного рода вычислительных процессов.

Анализируя различные курсы одной и той же дисциплины, например, традиционная математика в техническом вузе, заметим, что используем одни и те же понятия, определения, теоремы, факты, при этом соблюдаем порядок их следования, и если меняем местами некоторые разделы, то только те, которые, не связаны между собой. Возникает идея разработки графа вершинами которого будут являться основные понятия, определения, выстроенные в логической последовательности и соединённые дугами. Вершины графа можно дополнять примерами, доказательствами, комментариями и разного рода медиа. Получаем информационный интерактивный граф. При этом можно сделать так, что переход к новой вершине будет невозможен, если не усвоить предыдущий материал.

Бесплатный Интернет-ресурс www.popplet.com прекрасно подходит для создания ментальных карт для различных дисциплин. Достоинствами этого ресурса являются возможность совместной работы и его мультимедийный характер. Необходима регистрация на входе, но это не является недостатком ресурса, скорее всего это означает, что сайт следит за безопасностью как своей, так и пользователей.

Сервис облако тегов WordArt (https://wordart.com/) позволяет наглядно, кратко и красочно познакомить с информацией, это может быть лекция, практическое занятие, лабораторная работа, вебинар, раздел. Сервис платный, но есть достаточно много возможностей и для бесплатного формата. Что для этого нужно иметь? Текст, слова, которые несут основную информацию. Выбираем облако, на котором будут располагаться слова с выбранными стилем, частотой повторения и расположением друг относительно друга. Интересно, что это не просто текст с декоративными эффектами. Это интерактивный графический объект, поскольку к словам привязаны ссылки. Слова превращаются в теги. Исследуя интерактивное облако тегов, можно понять тему, предложенную для изучения, перейти по ссылкам для уточнения понятия. Работая в этом сервисе создаём объект, всю информацию о котором получаем в виде ссылки или кода, который можно вставить в свой электронный учебный курс в виде заставки. Нужна регистрация при входе в этот сервис.

Создание электронного контента – это долгий и кропотливый труд. Каждый курс, входящий в него, должен быть единым целым и востребованным. Начинаем разработку курса с его описания.

Ось времени используется в средствах массовой информации, в блогах, в сайтах и в электронных учебных курсах. С помощью ленты времени опишем хронологию программы курса. Существует достаточно большое разнообразие сервисов, например, ClassTools, LearningApp, TimeToast, Sutori, TimeGraphics, TimeLine JS, H5P, Tiki-Toki. Заметим, что с помощью Tiki-Toki можно бесплатно создать только одну ленту времени, но она безгранична. Этот сервис удобно использовать для масштабных проектов. Для создания ленты времени есть мобильные приложения [2].

TimeLine JS (http://timeline.knightlab.com/) считается профессиональным сервисом. Это временная шкала, монтажная линейка или ось времени. Элементом интерфейса программы является лента (полоса), на которой визуально расположены медиа, звуковые дорожки, это место, где происходит монтаж. Такой видеоряд очень удобен для визуализации хронологии и последовательности событий.

TimeLine JS – это инфографика, с помощью которой выстраиваем события в хронологическом порядке, представляя их в красивом и удобном виде с добавлением описаний, фотографий, различных медиа, видео. TimeLine JS – это универсальный интерактивный инструмент для представления информации в хронологической последовательности, с помощью которого можно решить множество учебных задач, сервис бесплатный. Основан он на работе с Google Drive (https://googlechro-me.ru/drive-chto-eto-i-kak- polzovatsia/), следовательно, разработчик ленты времени должен иметь аккаунт Google. Итоговая хроника имеет большой объём и современный дизайн, поскольку поддерживает медиа различных форматов, которые могут извлекаться из разных источников. Временные графики, основанные на таблицах Google, легко и интуитивно понятны для использования. Создание интерактивной ленты времени с помощью сервиса TimeLine JS также просто, как заполнение электронной таблицы Google. При входе регистрация не нужна, но необходимо иметь аккаунт в Google, поскольку он работает с Google-таблицами. TimeLine JS, организация таблиц по шаблону, создаёт код, который можно внедрить в СДО Moodle.

Используя онлайн-сервисы TimeLine JS и Juxtapose JS, разработанные Knight Lab (http://infographer.ru/4-besplatnyx-instrumenta-dlya-on-lajn-storitellinga-ot-knight-lab/), можно создавать уникальные наглядные материалы для визуальных временных событий, при этом такая работа может выполняться не только преподавателем, но может стать частью проектной деятельности обучающегося. Сервис Juxtapose JS позволяет сделать визуальное сравнение изображений, ландшафта, зданий, пейзажа до и после происшествия или реконструкции.

Для записи учебных роликов воспользуемся сервисом screencast-o-matic (http://screencast-o- matic.com/). На сайте регистрироваться не надо. Краткий алгоритм получения скринкаста с помощью screencast-o-matic:

В окне рекордера настроить микрофон и источник видеосигнала, выбрать приложение, окно которого нужно использовать при записи скринкаста, установить размер и область записи. Сделать подгонку окна приложения под выбранный размер, разместить окно приложения под указанной рамкой. После выполнения таких действий можно начинать запись, нажав на кнопку Rec. Появляется отсчёт 1-2-3- Go, после чего ролик начинает записываться. Теперь можно произносить те слова, которые необходимы для записи скринкаста. В это время вместо кнопки Rec появляются кнопка паузы и индикатор записи. Запись нужно прервать или завершить. После нажатия на кнопку паузы появляются изображение корзины и кнопка Done. Кнопки Rec, пауза и Done используются до тех пор, пока не получите нужный результат. Сохраняем результат в виде файла с расширением .mp4 (Options/Save as a Video File). Учебные ролики: https://youtu.be/wFG3u4J3W_k,    https://youtu.be/5SxZN0kGxK8.

Camtasia (TechSmit Camtasia 19) – это программа разработана компанией TechSmith (https://goo.gl/ttvnYH или https://goo.gl/TFxpA3). Программа имеет платный формат, но есть доступ к бесплатной работе с этим ресурсом в течение 30 дней. Время пользования строго соблюдается. В начале работы пользователь устанавливает область (экрана или окна), которую нужно захватить, а также параметры записи. С помощью Camtasia можно записывать звук с микрофона или динамиков, а также разместить на экране видеоматериалы с веб-камеры. Camtasia, совмещая простоту и функциональность, идеально подходит для учебных целей, имеет редактор для видео- и аудио- монтажа, а также интегрирована с Power Point (http://m.mirapolis.ru/m/miravr/3865835406).

Бесплатная программа (приложение) iSpring Free Cam предоставляет возможность записать видео с экрана (https://www.ispring.ru/ispring-free-cam). Есть документация к этому сервису на русском языке.

Два ресурса, которые позволяют очень быстро делать скриншоты и делиться с другими пользователями. Это Clip2Net (https://clip2net.com/ru/) и Monosnap (http://monosnap.com/welcome). Используя их, очень удобно комментировать работы студентов: выделить, подчеркнуть, поместить в рамку или овал с выбранным цветом, а также написать текст.

Создать динамическую инфографику поможет инструмент Google, шаблоны которого доведены до совершенства,   великолепный   дизайн,   множество   настроек,   профессиональный   сервис   Flourish (https://flourish.studio). Сервис бесплатный для большинства функций. Поскольку этот сервис разработан Google, надо иметь Google аккаунт, т.е. надо зарегистрироваться в Google.

Одним из интересных инструментов дистанционного обучения являются вебинары – передача знаний в простой и доступной форме, общение живое или в чате, вопросы в специальной вкладке, ведение статистики посещения. А также есть возможность прослушать вебинар в записи, если преподаватель, ведущий вебинар, даст на это своё согласие. Пришли к выводу: нужна вебинарная комната для проведения вебинаров. Такой платформой и конструктором онлайн-курсов для естественных наук и IT является Stepik (https://youtu.be/SyjaEBBjz2M,    https://youtu.be/BRUlQCTHrjw).

Электронный курс можно приобрести или заказать, но можно приступить к самостоятельной его разработке. Базу данных составляют конструктор онлайн-курсов, тексты, графики, медиа, на YouTube можно найти трек вебинаров по разработке электронного учебного курса [1]. Видеоролик можно сейчас снять на смартфон. Для использования его в онлайн-курсе желательно, как показывает статистика, чтобы время его показа не превышала 7 минут. Презентации можно готовить с помощью MS Power Point, возможности его сейчас значительно расширены [3, 4].

Ресурсы, которые необходимы для качественного дистанционного обучения – это существующая в вузе система управления обучением (LMS, Learning Management System), наличие разработанных электронных курсов, интегрированная платформа для проведения вебинаров, и тьюторы, которые обучают преподавателей техническому решению проблемы дистанционного обучения и помогают им разрабатывать электронные курсы.

LMS автоматизирует процессы обучения: проверку знаний, активность участия в работе, контроль со стороны преподавателя, сбор информации посредством обратной связи. Преподаватель может использовать учебные материалы в разных форматах, оповещать студентов, подключать новые модули, мотивировать и вовлекать студентов в процесс обучения с помощью геймификации (бонусные очки, статусы, доска почёта). Но нужна обратная связь для того, чтобы понять, достигается ли цель дистанционного обучения. В этом случае полезным инструментом обмена знаниями являются форумы и раздел «Вопросы и ответы». База знания должна постоянно обновляться. У преподавателей высвобождается время для разработки собственных электронных курсов.

Сейчас электронный курс лонгридный. Конструктором и платформой создания сайтов является Tilda Publishing   (https://tilda.cc/ru/lp/konstructor-saitov/).

Tilda – модульная система. Наряду с платным форматом автору контента предоставляются большие возможности создать качественный веб-ресурс в бесплатном формате.

Материалы можно брать из открытых источников на YouTube с лицензией Creative Commons (https://youtu.be/450H1FL7Qeg).

 

Список литературы

 

1.        http://directacademia.ru/page2623011.html. П.Ю. Каллиников. Профессиональная разработка электронного учебного контента.

2.        https://youtu.be/Uh5fRND2vH4. М.А. Орешко. Ленты времени и цифровые хроники.

3.        https://youtu.be/exm8vMD6nxc. М.А. Орешко. О Power Point сказано не всё. Неизвестные возможности знакомой программы

4.        http://directacademia.ru/page7270891.html. А.И. Пахорукова. Как создавать презентации для учебного курса.