Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ТРЕБОВАНИЯМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Дорожно-транспортное происшествие ежегодно уносят жизни огромного количества людей, сопоставимого по населению с небольшим городом. Количество пострадавших и покалеченных жизней можно сопоставить уже с крупным районным центром Данное обстоятельство не может не тревожить и особенно в последнее время, государство активно старается снизить количество происшествий и сопутствующих их последствий.

Определение непосредственной причины каждого происшествия – это основная задача, которая позволит в дальнейшем предотвратить схожие по обстоятельствам происшествия  или максимально минимизировать их последствия. Первоначально необходимо произвести тщательное расследование, понять и воссоздать картину дорожно-транспортного происшествия, выявить факторы способствовавшие возникновению и сопутствующие развитию дорожно-транспортного происшествия.

Зачастую как совокупность наложившихся друг на друга одновременно  независимых факторов так и отдельно взятое обстоятельство приводят к трагическим последствиям. Их определение - достаточно сложная и нелёгкая задача.

Рассмотрим дорожно-транспортные происшествия которые произошли в сложных дорожных и метеорологических условиях, а именно в условиях ограничения обзорности, т.е. в тёмное (ночное) время суток при отсутствии искусственного освещения.

Учитывая имеющуюся дорожно-транспортную инфраструктуру, искусственное освещение проезжих частей в подавляющем случае отсутствует не только на междугородних направлениях, но и в городских границах.

При данных обстоятельствах скоростной режим транспортного средства устанавливается не имеющимися дорожными знаками ограничения скоростного режима (пункты 10.2 – 10.5 Правил дорожного движения), а регулируется требованием пункта 10.1 абзац 1 Правил дорожного движения согласно которого «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Иными словами, при выборе скорости движения водитель должен учитывать характеристику транспортного средства (динамику разгона и мощность двигателя, состояние тормозной системы, шин автомобиля, рулевого управления) и особенно параметры перевозимого груза, при наличии такового. Дорожные условия, среди которых определяющими являются ширина проезжей части и её состояние (сухая, влажная, обледенелая и т.п.), продольный и поперечный профили дороги, радиусы закруглений.

Во всех случаях скорость должна быть такой, чтобы водитель мог остановить транспортное средство в пределах просматриваемого участка с учётом внешних факторов. Водитель должен учитывать что с повышением скорости движения автомобиля его остановочный путь увеличивается в значительной степени

Описанные выше обстоятельства приводят к несколько противоречивым выводам. Если транспортное средство движется вне предела населённого пункта в ночное время суток со скоростью 90 км/ч – то с формальной точки зрения, в его действиях несоответствий требованиям Правил дорожного движения, при остановке последнего сотрудником ГИБДД, усматриваться не будет, поскольку его скоростной режим соответствует требованию пункта 10.3   абзац 1 Правил дорожного движения.

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, в независимости от ее типа, столкновение или наезд ситуация будет выглядеть несколько в другом свете. Рассмотрим данное стечение обстоятельств более детально и с различных сторон: с юридической и технической.

Двигаясь по проезжей части в ночное время суток при включенном ближнем свете фар максимально допустимая скорость движения транспортного средства будет зависеть от предела видимости на данном участке проезжей части общей видимости проезжей части, которую можно рассчитать по следующей формуле:




t2 - время запаздывания срабатывания тормозного привода, с;

t3 - время нарастания замедления автомобиля, с.

ja - замедление технически исправного автомобиля, м/с2;

Sв - дальность видимости элементов дороги, м.

Анализируя вышеприведённую формулу можно сделать вывод что максимально допустимая скорость движения транспортного средства зависит от общей видимости проезжей части и замедления транспортного средства. Первая устанавливается практическим способом путём проведения замеров в условиях места происшествия. Остаётся лишь параметр замедления транспортного средства, который влияет на максимально допустимую скорость.

Значение замедления транспортного средства зависит от множества факторов, среди которых влияние температуры окружающей среды.

Экспериментально   установленное значение замедления транспортного средства в зависимости от температуры окружающей среды имеет следующие значения (график 1).




Выходит что при движении транспортного средства в ночное время суток, допустимая скорость движения транспортного средства при движении на одном и том же участке в зависимости от температуры окружающей среды будет изменяться.

Рассмотрим данное изменение на конкретном примере: транспортное средство категории М1 при движении в тёмное время суток с включенным ближним светом фар, и общей видимости элементов проезжей части 42 метра.

Рассчитаем максимально допустимую скорость движения транспортного средства по формуле (1): Сведём полученные результаты в таблицу данных (Табл.1):

Таблица 1

 

Варианты

ja, м / с2

t, °C

Vв , км/ч

1

7,5

30

91,8

2

5,6

-10

67,4

 

Учитывая полученные значения допустимой скорости движения по условиям видимости, водитель транспортного средства должен учитывать при движении не только установленные ограничения но и замедление транспортного средства, т.е возможность остановить автомобиль в интервале видимости. Как и указано в тексте пункта 10.1 абзац 1 Правил дорожного движения, учитывать метеорологические условия и видимость, которые напрямую влияют как на замедление транспортного средства, так и на допустимую скорость движения автомобиля.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия, в случае несоответствия действительно установленной скорости движения автомобиля максимально допустимой скорости движения по условию видимости, даже если она не превышает имеющегося установленного ограничения.

Данное обстоятельство несомненно должны учитывать водители всех транспортных средств, и осознавать, что при возникновении дорожно-транспортного происшествия, их действия, будут рассматриваться экспертом- автотехником и учитывать все технические аспекты, способные сквозь технические нюансы произошедшего иначе разделить ответственность.

 

Список литературы

1.     Китайгородский Е. А. Исследование процессов торможения автомобилей зарубежного и отечественного производства. – М.: 2005.

2.     Правила дорожного движения со всеми последними изменениями в правилах и штрафах 2015. – Москва : Эксмо, 2015. – 96 с.

3.     Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств ч.1 под редакцией Ю.Д. Дильдина, В.В. Мартынова., 2010г. 

4.     Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах: учебное пособие для вузов / Ю.Я. Комаров, С.В. Ганзин, Р.А. Жирков и др.; Под общей редакцией Ю.Я. Комарова и Н.К. Клепика. - М.: Горячая линия - Телеком, - 2012. - 290 с.