Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация. Проведение вариативного инновационного курса (электива) по теме: «Основы молекулярной ораломики» показало его высокую информационную эффективность. Из 180 студентов, обучающихся на 4-ом курсе ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова и высказавшихся за проведение этого профильного инновационного курса, более 80% обучавшихся по курсу, ответили на все вопросы контролирующих тестов со средним баллом 85,2, из них 25 человек (17,5 %) набрали 100 баллов, что, безусловно, свидетельствует о высокой заинтересованности обучающихся в информации инновационного модуля «Основы молекулярной ораломики». Профильные инновационные медикобиологические модули (элективы) несомненно являются перспективной формой улучшения качества основной образовательной услуги при обучении по программе

«специалитет».

Ключевые слова: вариативный инновационный модуль, основная образовательная услуга, компетентность, конкурентоспособность, биомедицинские модули, молекулярная ораломика.

 

METHODS OF TEACHING AN ELECTIVE COURSE AT THE FACULTY OF DENTISTRY

Vavilova T.P., Malyshkina L.T.

Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia

 

Abstract. Implementation of innovative optional courses (electives) on "Fundamentals of Molecular oralomics" has shown its high efficiency information. The 180 students enrolled in the 4th year Moscow SMSU spoked in favor of this innovative profile of the course. 80% of them trainees on the course, answered all the questions of control tests with an average score of 85.2, and 25 of them (17.5%) scored 100 points, which certainly indicates high interest in studying innovative data module "Fundamentals of Molecular oralomiks". Profiled innovative biomedical modules (electives) are undoubtedly promising form of improving the quality of basic educational services for the training program "specialty".

Keywords: innovative optional courses, basic educational services, competence, competitiveness, biomedical modules (electives), molecular oralomics.

В последние годы все большее значение приобретают вопросы внедрения в клиническую практику научно обоснованных форм проведения диагностических и лечебных процедур при оказании стоматологической помощи самым широким слоям населения. Расширение традиционных профессиональных компетенций врача- стоматолога диктуется потребностями общества и востребовано профессиональным сообществом, которое выступает в качестве заказчика.

Внедрение инновационных образовательных модулей в практическое здравоохранение целиком и полностью зависит от качества образовательных программ медицинских обучающих организаций высшего образования.

Главным недостатком всех специализированных образовательных рабочих программ при обучении по программе «специалитет» (310503 «Стоматология») остается расхождение в подходах и целях у специализированных клинических кафедр и кафедр теоретического модуля, в том числе медикобиологического. Для преодоления этих различий в соответствии с требованиями ФГОС ВО были созданы принципиально новые обучающие программы, предполагающие реализации идей непрерывного последовательного образовательного процесса с общими целями и подходами для всех модулей, составляющих программу «специалитет». Включение в обучение профильных экзаменов по дисциплинам медикобиологического модуля (экзамен Биохимия – Биохимия полости рта на стоматологических факультетах), и введение элективных курсов обучения по дисциплинам медикобиологического модуля на старших курсах позволяет преодолеть несоответствие между подходами и конечными целями обучения различных по уровню образования дисциплин, составляющих базовый блок программы «специалитет».

Несмотря на предпринимаемые усилия  по коррекции несоответствующей  образовательной услуги со стороны Минобрнауки и Минздрава России, директивных документов, созданных и утвержденных в соответствии с положениями ФГОС ВО, в доступной нам информационной базе мы встретили единичные сообщения о проведении специализированных элективов на кафедрах медикобиологического модуля для студентов старших курсов. Более того, подавляющее большинство практикующих врачей–стоматологов продолжает считать, что кафедры медикобиологического модуля осуществляют предварительную подготовку к клинической деятельности, а интерпретация базовых знаний, необходимость их использования в клинической практике, может сформироваться только в процессе деятельного подхода при обучении навыкам профессиональной деятельности на кафедрах стоматологического профиля, или появиться в процессе создания собственного компетентностного статуса врача-стоматолога в практическом здравоохранении.

В связи с этим,      важнейшей задачей подготовки     практикующих врачей-стоматологов по программе «специалитет» (Письмо Минобрнауки РФ от 22. 02. 2011 N 13-91) становится использование профильных траекторий образования с включением в обучение инновационных технологий медикобиологического модуля, сопряженных с формированием навыков профессиональной деятельности на специализированных кафедрах стоматологических факультетов

Особенностью современных обучающих технологий последнего поколения является совмещение базовых и легко заменяемых инновационных программных модулей, сочетание которых призвано обеспечивать компетентностный подход к формированию у специалиста комплекса обобщенных знаний и практических умений, необходимых для поступательного развития его профессиональной компетентности. К таким образовательным технологиям относятся профильные инновационные программы (модули) по молекулярным основам медицины, механизмам возникновения и развития основных форм стоматологической патологиии, которые в настоящее время внедряются в процесс обучения на старших курсах.

Создание и реализация программ по элективным курсам диктуется их востребованностью у профессионального сообщества и ориентированно прежде всего на потребности практического здравоохранения. Применение современных нанотехнологий в обучении на старших курсах позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся к использованию информации медикобиологического модуля в клинике. Элективы являются составляющей вариативной части программы «специалитет» и относятся к некоммерческим дополнительным образовательным услугам, при этом обучающиеся имеют право выбирать и включать элективные инновационные модули в основной курс обучения по своему усмотрению. Это дает возможность усилить мобильность образовательного процесса, развить когнитивность обучающихся, создать более выраженную персонализацию обучения по программам. После выбора обучающимися программных модулей узкой специализации, набор избранных элективных курсов становится обязательным для выполнения, а освоение их программ контролируется заданиями промежуточной аттестации. Высокая востребованность информации вариативного инновационного модуля у обучающихся позволяет улучшить качество основной образовательной услуги за счет включения отдельных разделов элективного курса в базовые программы дисциплин профильных кафедр стоматологических факультетов и тем самым повысить конкурентоспособность выпускников в целом.

Элективный курс по теме: «Основы молекулярной ораломики» в виде дополнительной образовательной услуги выбрали 180 студентов, обучающихся на 4-ом курсе стоматологического факультета ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Поэтому в качестве модели инновационного модуля нами был избран именно этот элективный курс.

Заказчиком специализированной инновационной программы по биохимии полости рта выступило высшее руководство в лице ректора МГМСУ   проф. О.О. Янушевича – руководителя проекта, проректора по учебной работе –проф. С.Т. Сохова и декана стоматологического факультета – проф.А.В. Митронина, которые определили круг тематических лекций инновационного модуля,структуру его проведения и объем в академических часах.

За месяц до проведения элективного курса студенты могли ознакомиться с программой и выразить согласие на обучение. Для повышения качества усвоения информации профессорско-преподавательским составом кафедры биохимии была создана методическая основа для обучения и контроля, охватывающая все разделы профильного элективного модуля: курс лекций и сборник тестовых заданий по элективному курсу М., Изд. МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 2015. Авторы: Вавилова Т.П., Малышкина Л.Т., Огнивенко В.М., Деркачева Н.И.,Плетень А.П.,Сколышева Л.К.,Островская И.Г.

Элективный курс «Основы молекулярной ораломики» проводился на кафедре биохимии университета впервые. Все студенты, выразившие согласие включить специализированный инновационный биохимический модуль в основной курс обучения, были разделены  на группы. Обучение проводилось в виде цикловых занятий с 26 октября 2015г. по 14 января 2016г. на 7 семестре основного образовательного процесса по программе

«специалитет» (срок цикла – 10 дней, форма обучения –очная, общая трудоёмкость цикла 108 часов, из них 54 аудиторных / 3 зачетные единицы). На всех циклах обучения осуществлялся базовый контроль знаний по метаболическим процессам в тканях и жидкостях полости рта.

Элективный курс обучения состоял из двух частей:

Первая часть– «Лекционный курс» читали профессора и доценты кафедры биохимии. Темы прочитанных лекций: «Протеомный и метаболический анализ десневой жидкости»; «Сиаломика»; «Остеоинтеграция дентальных имплантатов»; «Биомаркеры заживления раны»; «Методы биохимического анализа в стоматологии» «Роль алиментарного фактора в развитии патологии зубочелюстной системы»; Биохимия старения»; «Защитные белки и пептиды ротовой полости».

Вторая часть – Выполнение практических работ. В обучении мануальным навыкам использовались ИТ- технологии – e-Learning, в частности, WebQuest. Демонстрировался учебный фильм, знакомивший обучающихся с правилами поведения в биохимической лаборатории, оборудованием, способами  маркировки исследуемых проб, алгоритмом проведения определения показателей с учетом количества исследуемого материала. Обсуждались особенности определения биохимических показателей в слюне и десневой жидкости. В лаборатории кафедры каж дый студент индивидуально выполнял определение биохимических показателей в смешанной слюне и десневой жидкости. При обсуждении полученных результатов обучающимся предлагались задания в устной форме, в том числе решение модельных ситуационных задач. Оценка мануальных навыков проводилась в виде активного собеседования по выполненным работам (дискуссии с участием всех членов группы) с особым акцентом на клинико-диагностическое значение показателей, определяемых в смешанной слюне и десневой жидкости.

По окончании каждого элективного цикла обучения знания студентов оценивались по результатам компьютерного тестирования по всем разделам элективного курса. Показателем успешного освоения информационной базы электива считалось выполнение 60% и более тестовых заданий, предложенных в компьютерной форме. По данным итогового компьютерного тестирования, с программой инновационного модуля «Основы молекулярной ораломики» справилось более 80% обучавшихся по курсу, со средним баллом 85,2, из них 25 человек (17,5 %) ответили на все вопросы контролирующих тестов и набр али 100 баллов, что, безусловно, свидетельствует о высокой заинтересованности обучающихся в информации инновационного модуля «Основы молекулярной ораломики». Для получения зачета по элективному циклу необходимо было посетить все занятия и сдать итоговый тестовый контроль. Студенты, не посетившие все занятия цикла элективного курса и/или не сдавшие итоговое компьютерное тестирование, переходили в категорию лиц, имеющих академическую задолжность. После окончания проведения элективного курса учебная часть МГМСУ по согласованию с деканатом стоматологического факультета назначила дни ликвидации задолжностей по контрольным точкам. После отработки задолжностей в зачетную кни ж к у студента проставлялся зачет.

Для повышения качества усвоения пропущенных разделов элективного цикла, по желанию обучающихся разрешалось посещение ими занятий на циклах обучения других групп, но не в ущерб основному образовательному процессу.

Профильные инновационные медикобиологические модули (элективы), несомненно, являются перспективной формой улучшения качества основной образовательной услуги при обучении по программе

«специалитет» (310503 «Стоматология») и могут быть рекомендованы к повсеместному применению на стоматологических факультетах.



Список литературы

1.     Аляутдин Р.А., Романов Б.К., Давыдова О.Н., Чубарев В.Н. Образовательная программа элективного курса «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация». [Текст] // Методическое пособие., ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава, 2006, С.4; С.11; С.25-29.

2.     Гаврилов И.В. Лукаш В.А., Каминская Л.А., Мещанинов В.Н. Развитие когнитивных творческих способностей студентов при изучении теоретической и клинической биохимии [Текст] //Материалы Х Международной научно-практич. конференции 07-15мая Европейская наука-ХХ1 век-2014 том 23 Прага 2014 С 65-68.

3.     Идиятов И.Э. О тенденциях развития проблемного обучения в современной высшей школе. [Текст]// ІII Международная научно-практическая конференция «Достижения и проблемы современной науки». (03 Декабря 2015г.) 2 Часть. г. Санкт-Петербург- 2015. © Научный Журнал ''Globus''. С.55-57.

4.     Каминская Л.А. Изучение мнения студентов 2-го курса стоматологического факультета о дисциплине «Биологическая химия- биохимия полости рта и технология преподавания. [Текст] // «Обмен веществ при адаптации и повреждении. Дни молекулярной медицины на Дону». Материалы XIV Российской научно- практической конференции с международным участием 15-16 мая 2015 г., Ростов–на–Дону, 2015 г. С.179- 181.

5.     Каминская Л.А., Мещанинов В.Н. Биохимия в подготовке врача-стоматолога: профильное обучение и лекции-презентации [Текст] // Вятский медицинский вестник. – 2007– № 4–С.19.

6.     Кудрявая Н.В., Орестова Е.В., Уколова Е.М. Педагогическая компетентность – ключ к оптимизации обучения. [Текст] //ММСИ имени Н.А. Семашко – 70 лет. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1992г. С.27-31.

7.     Шустанова Т.А., Смольянинова Л.П., Волкова М.С., Добаева Н.М., Дудка И.А. Преподавание курса «Молекулярная медицина в современном медицинском вузе» [Текст]// «Обмен веществ при адаптации и повреждении. Дни молекулярной медицины на Дону». Материалы XIV Российской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2015 г., Ростов–на–Дону, 2015 г. С.184-186.

8.     Электронный ресурс. – Режим доступа: http://helpiks.org/

9.     Электронный ресурс. – Режим доступа: электрофорез www.youtube.com/watch?v =YoKUiTWjy18 ПЦР www.youtube.com/watch?v=2NPijq7sbyA ИФА www.youtube. com/ watch?v= wQRLp9qSyI8